МАКС-2021 готовит премьеры мирового масштаба
Подготовка к проведению юбилейного, пятнадцатого Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 в самом разгаре. На прошедшем под председательством министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова первом заседании организационного комитета утверждена новая концепция мероприятия. МАКС сохранит широкое международное участие, однако акцент будет сделан на партнёрстве в рамках ЕАЭС. На выставке будет представлена самая современная аэрокосмическая техника, но при этом приоритетное внимание уделяется взгляду в будущее – перспективным разработкам и подготовке кадров. Наконец, авиастроение и космонавтика будут представлены не сами по себе, а в контексте решения народохозяйственных задач.
XXI век уже приучил нас к стремительным переменам. Но начало нынешнего десятилетия изменило мир до неузнаваемости в считанные месяцы. Рост объёмов пассажирских перевозок сменился обвалом: авиаиндустрия недосчиталась в 2020 году почти каждого второго пассажира. При этом спрос на доставку грузов специализированными транспортными самолётами взлетел до небывалого уровня. Вместо очередей на поставку новейших пассажирских лайнеров мировые авиапроизводители отмечают перенос сроков поставок и отказ от сделок. Четырёхмоторные гиганты уходят в историю, зато во всём мире как грибы после дождя появляются проекты летающих автомобилей и воздушных такси. Для того, чтобы завоевать лидерские позиции в новых сегментах, важно своевременно распознавать тенденции, точно оценивать потенциал новых технологий и оперативно создавать продукты, отвечающие требованиям завтрашнего дня.
На фоне этих событий МАКС не может оставаться прежним. Поэтому при подготовке к проведению юбилейного, пятнадцатого авиасалона организаторами и устроителем выставки была разработана новая концепция, отражающая перемены и в аэрокосмической индустрии, и в конгрессно-выставочной деятельности. Представленный в конце марта на Оргкомитете проект концепции получил одобрение и был принят в работу не только дирекцией выставки, но и ключевыми компаниями, которые будут участвовать в МАКС-2021: “Объединенной авиастроительной корпорацией”, холдингом “Вертолеты России”, “Объединенной двигателестроительной корпорацией”, Корпорацией “Радиоэлектронные технологии”, холдингом “Технодинамика”, Концерном ВКО “Алмаз-Антей”, Корпорацией “Тактическое ракетное вооружение”, Госкорпорацией “Ростех” и другими. При этом перечень экспонентов не ограничится российскими производителями: большое внимание уделяется формированию действительно международной экспозиции. На фоне отмены крупнейших европейских авиационно-космических салонов именно МАКС становится главным событием года мирового масштаба. “Наши зарубежные партнёры, невзирая на КОВИД, заявляют о планах показать последние достижения и направить в Россию свои делегации”, – подчеркнул Д. Мантуров. Сегодня получены заявки на участие официальных и торговых делегаций, компаний из 40 стран мира.
Неконструктивная риторика ряда западных политиков, санкционные войны, развёрнутые против России, заставляют нашу страну уделить самое пристальное внимание формированию новых партнёрств и альянсов в области аэрокосмической деятельности. Именно поэтому акцент в рамках МАКС-2021 будет сделан на взаимодействии со странами-участниками, а также наблюдателями Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Будут представлены проекты, реализуемые совместно с Республикой Казахстан в области авиации и космонавтики, в частности по локализации производства гражданских вертолётов семейства Ми-8, по организации центров техобслуживания и ремонта вертолётной техники, по крупноузловой сборке и ремонту самолётов ЛМС-901 “Байкал” и ТВРС-44, по совместной эксплуатации и развитию космодрома “Байконур”, по научному сотрудничеству.
Широко будут представлены международные проекты в деловой программе, одним из ключевых мероприятий которой станет четвёртый Евразийский аэрокосмической конгресс. Масштабное событие, которое будет включать пленарное заседание, девять конференций и ряд круглых столов, пройдёт в Москве накануне открытия МАКС-2021. Тематика конгресса отражает мировые тренды в отрасли. Планируется провести конференции по вопросам формирования научно-технического задела в области сверхзвуковых деловых и пассажирских самолётов, авиационных двигателей нового поколения, обсудить проблемы интеграции беспилотников в единое воздушное пространство, осветить вопросы инновационного развития аэрокосмических регионов. В космической сфере будут обсуждаться вопросы развития многоспутниковых группировок, космических сервисов, научного космоса, пилотируемой космонавтики, космической биологии, борьбы с космическим мусором. К участию в конгрессе приглашены заместитель председателя правительства Российской Федерации Юрий Борисов, главы профильных ведомств России, Казахстана, руководство Евразийской экономической комиссии, представители Госдумы, главы научных и образовательных организаций. В свою очередь, Д. Мантуров поддержал проведение конгресса и потребовал обеспечить максимально высокий уровень участников.
МАКС-2021 позиционируется не только как выставочная и переговорная площадка, но и как крупное конгрессное мероприятие. На конференциях и круглых столах, проведение которых запланировано на площадке салона, будут обсуждаться вопросы стимулирования продаж отечественной гражданской авиатехники на внутреннем рынке, развития системы послепродажного обслуживания, проблемы таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС. Пристальное внимание будет уделено реализации программ импортозамещения в гражданском секторе. При участии авиационных властей планируется обсудить вопросы стимулирования авиационной мобильности в труднодоступных регионах России.
Пятнадцатый по счёту салон сохранит преемственность с предыдущими мероприятиями и разовьёт успех нескольких форматов, впервые апробированных в 2017 и 2019 годах. Так новое развитие получит формат коллективных экспозиций, организованных ведущими аэрокосмическими регионами страны. Эффективность этого подхода подтверждена всеми экспонентами: делегации субъектов федерации, в ряде случаев возглавляемые главами регионов, проводили десятки деловых встреч, итогами которых становились запуск новых проектов, в том числе с международным участием, привлечение инвестиций. Формируются специальные экспозиции по темам авиации общего назначения, беспилотным авиационным системам. Ведущие мировые производители самолётов деловой авиации выразили намерение представить свои разработки, что позволит сформировать на статической стоянке раздел бизнес-джетов.
Международный авиационно-космический салон в 2021 году в большей степени, чем когда бы то ни было, нацелен в будущее. Его будет отличать масштабная и предельно насыщенная новациями экспозиция научных центров, академических и отраслевых институтов. В центре внимания такие научные направления как создание сверхзвуковых гражданских самолётов нового поколения, развитие технологий полностью электрических и гибридных силовых установок, силовых установок, использующих водородное топливо, беспилотные авиационные системы. От поисковых исследований отечественные научные организации перешли к созданию демонстраторов. Так на статической стоянке можно будет увидеть летающую лабораторию на базе самолёта Як-40, предназначенную для отработки гибридной силовой установки с электродвигателем, использующим принцип высокотемпературной сверхпроводимости. Летающая лаборатория на базе самолёта “Сигма-4” продемонстрирует наработки по созданию полностью электрической силовой установки, а также по применению топливных элементов. Большой интерес представляет разработка самолёта укороченного взлёта-посадки “Партизан”: отработанные в рамках этой программы решения позволят вывести на рынок самолёты, сочетающие уникальные взлётно-посадочные характеристики, экономичность и достаточно высокую крейсерскую скорость. Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем продемонстрирует разработки в области синтетического видения.
Возможность для нашей страны удержаться в числе ведущих аэрокосмических держав и укрепить позиции на высококонкурентном рынке сегодня не в меньшей степени, чем от научных организаций, зависит от образовательных учреждений, точнее – от новых партнёрств, формируемых на стыке науки, образования и производства. Поэтому на МАКС первоочередное внимание будет уделено теме подготовки кадров будущего. Одной из инициатив, которая будет представлена на выставке Московским авиационным институтом, станет программа индивидуальных образовательных траекторий. Предприятия, выступая заказчиками молодых специалистов, будут участвовать в формировании учебных программ, делая в них акцент на важнях для себя дисциплинах и направлениях. По традиции состоится “День студента”, когда учащиеся вузов смогут бесплатно посетить выставку, ознакомиться с кадровыми программами ведущих предприятий отрасли, принять участие в ярмарках вакансий.
Для многочисленных любителей авиации Международный авиационно-космический салон является главным событием года, грандиозным воздушным праздником. Именно здесь можно насладиться полётами прославленных авиационных групп высшего пилотажа, оценить мастерство лётчиков-испытателей, демонстрирующих уникальные возможности боевой техники. Представитель Воздушно-космических сил Российской Федерации подтвердил участие в программе полётов четырёх авиационных групп высшего пилотажа: “Русские Витязи”, “Стрижи”, “Соколы России” и “Беркуты”.
Продолжит МАКС-2021 традицию радовать своих гостей новинками. Безусловно, ключевым экспонатом станет самолёт МС-21-310, оснащённый двигателями отечественного производства ПД-14. Помимо него, на статической стоянке и в лётном показе будет задействовано ещё несколько самолётов МС-21-300. Гостям будет представлен новый региональный самолёт Ил-114-300. Мировой премьерой станет показ лёгкого самолёта ЛМС-901 “Байкал”. Вертолётостроители представят новейшую модификацию легендарной “восьмёрки” – Ми-171А3, предназначенный для обслуживания оффшорных платформ. Впервые гости салона увидят глубоко модернизированные вертолёты “Ансат-М” (от предшественника отличается увеличенным запасом топлива и эффективной противообледенительной системой), а также Ка-32А11М – многоцелевой вертолёт с новым бортовым радиоэлектронным оборудованием и модернизированной силовой установкой. Двигателестроители в нынешнем году займут отдельный павильон, ведь им предстоит показать передовые разработки. В виде полноразмерных макетов будут представлены двигатель большой тяги ПД-35, новейший двигатель ПД-8 для Superjet 100 и Бе-200, вертолётные двигатели ВК-1600В и ВК-650В.
На официальном сайте авиасалона идёт обратный отсчёт дней до открытия выставки. Это время будет использовано для того, чтобы решить оставшиеся организационные вопросы и подготовить выставочную площадку, а 20 июля юбилейный салон встретит своих первых участников и гостей. “Самое главное – МАКС состоится, это согласовано. И значит мы должны провести это мероприятие на неизменно высоком уровне, как это было всегда”, – поставил задачу Д. Мантуров.