Беларусь и Россия: стратегическое партнерство
После вступления России в ВТО рынок Единого экономического пространства стал более открытым для зарубежных компаний. В связи с этим усилилась конкуренция для белорусских предприятий. Какие меры помогут увеличить экспортный потенциал Беларуси? Какие шаги для этого уже предприняты? На эти и многие другие вопросы ответил Дмитрий Степанович Катеринич, министр промышленности Республики Беларусь (РБ).
– Экономическая интеграция объединила рынки трех стран – Беларуси, России и Казахстана, – отмечает Дмитрий Степанович Катеринич. – Безусловно, в этой ситуации, с одной стороны, Беларусь получила более емкий рынок и стала привлекательной страной для инвесторов, с другой, откровенно говоря, – вступление России в ВТО усилило конкуренцию на рынке союзных государств, т.к. открыло доступ товарам из Европы и других стран мира. Несмотря на то, что хотя мы и занимаемся диверсификацией внутреннего рынка, и у нас довольно амбициозные планы по освоению ЮАР, Индонезии, Малайзии, Мьянмы, Бангладеш, Камбоджи и др., доля российского рынка все также очень велика. Поэтому сейчас в Беларуси разрабатываются программы и принимаются меры для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Такой подход сможет сохранить белорусскую долю рынка как на территории России, так и Казахстана.
Кроме того, сегодня пристальное внимание уделяется и гармонизации законодательства, а также тарифной защите наших предприятий. В связи с вступлением в ВТО Россия имеет обязательства по повышению тарифных ставок на отдельные значимые для Беларуси товары. В настоящее время Министерство промышленности РБ совместно с МИД РБ направило ряд предложений по повышению тарифных ставок на лифты, электродвигатели и др. позиции.
– В прошлом году Министерство промышленности РБ начало работу по созданию холдингов. Сколько холдингов создано за этот период?
– Чтобы совершенствовать структуру управления, а также создать более эффективные производства, проводится работа по реорганизации структуры Министерства промышленности. В 2012 г. было запланировано создание 16 холдингов. В настоящее время уже зарегистрированы и функционируют холдинги: «Горизонт», «БелОМО», «БелавтоМАЗ», «Автокомпоненты», «Белстанкоинструмент», «Белорусская металлургическая компания «Амкодор». Заканчивается регистрация двух холдингов – «БелАЗ» и «Лидсельмаш». В работе находятся документы по созданию до конца этого года еще трех холдингов: на базе объединения акционерного общества «Минский моторный завод», «Бобруйскагромаш» и «Интерграл». Мы также планируем создать холдинги на базе объединений «МТЗ», «Гомсельмаш», «Минский электротехнический завод», а также «Лифтмаш».
– Создание холдингов, а также привлечение иностранных инвестиций, повышает конкурентоспособность отечественных промышленных предприятий. Какие наиболее крупные инвестиционные проекты планируется реализовать в ближайшие годы?
– Беларусь, как и другие страны с переходной экономикой, заинтересована в привлечении прямых иностранных инвестиций, чтобы государству не нести обременение по их возврату. В этом вопросе Министерством промышленности проведена очень большая работа. В качестве примера можно привести проект по созданию производства большегрузных самосвалов грузоподъемностью 90-450 т на базе «БелАЗ». К концу 2014 г. мы должны выйти на мощность 838 самосвалов в год. Это позволит увеличить производство практически в два раза, а объем инвестиций составит более $644 млн.
Кроме этого, ряд проектов также реализуется в рамках холдинга «Белорусская металлургическая компания «Амкодор»: мелкосортно-проволочный стан с инвестициями в $430,5 млн и выпуск труб нефтегазового сортамента с инвестициями в размере $77 млн. Сегодня 60% сырья для этого предприятия закупается за пределами страны. Приобретая импортное, а также выпуская продукцию с малой добавленной стоимостью, мы реализуем ее в страны третьего мира. В то же время эти проекты позволят выпускать высокотехнологичную продукцию с увеличенной валовой добавленной стоимостью.
Идет реализация проекта и на базе «Могилевского вагоностроительного завода», согласно которому к концу 2012 г. мы должны выйти на мощность производства около 3 тыс. вагонов белорусской разработки в год, в следующем году – 3,5 тыс. вагонов, а в будущем – на 5 тыс. вагонов. К сожалению, пока локализация по данному проекту низкая, т.к. у нас не решена проблема железнодорожного литья и, как следствие, мы не можем выпускать железнодорожную тележку. Поэтому еще один проект холдинга «Белорусская металлургическая компания «Амкодор» по выпуску черновой оси на мощностях «Могилевского металлургического завода» призван решить эту проблему. Оборудование для данного проекта разрабатывается «Минским заводом автоматических линий» по кооперации со многими белорусскими предприятиями, которые входят в состав Министерства промышленности. Мы планируем уже к середине следующего года производить собственную железнодорожную тележку.
– Дмитрий Степанович, на каком этапе сейчас находится реализация проекта по созданию совместного холдинга на базе МАЗ и КАМАЗ?
– На данный момент завершена оценка по международным стандартам «МАЗа» и «КАМАЗа». В августе 2012 г. с нашими российскими партнерами мы обсудили и подписали рабочий график. В ближайшее время завершится финансовый аудит предприятий, а также будет разработано соглашение по управлению головной компанией. Мы планируем все эти работы завершить к марту 2013 г.
– В Беларуси анонсирован запуск производства китайских автомобилей. На какой стадии реализация этого проекта?
– В октябре 2011 г. Министерство промышленности РБ и китайская компания «Geely» подписали меморандум о сотрудничестве по производству легковых автомобилей. А уже в декабре 2011 г. было создано совместное предприятие «БелДжи». В состав компании вошли: «БелАЗ» с долей 50%, китайский производитель автомобилей Geely (37,5%), а также совместное закрытое акционерное общество, которое было организовано нашим холдингом «Автокомпоненты» и китайской компанией «Шаньтоу». В марте 2012 г. мы заключили инвестиционный договор, согласно которому объем инвестиций составил $244,9 млн.
Проект будет реализовываться в три этапа. Первый этап – предварительный. В этот период на базе Борисовского завода «Автогидроусилитель» будут созданы мощности для производства 10 тыс. автомобилей в год. Планируется, что до 2015 г. будет произведено 28,9 тыс. автомобилей. На втором этапе в январе 2013 г. в свободной экономической зоне в д. Пересады Борисовского р-на будет начато строительство завода с мощностью производства 60 тыс. автомобилей и объемом инвестиций в $166 млн. Окончание строительства запланировано на 2015 г. И третий этап с инвестициями в $66 млн – это вывод мощностей по данному заводу на 120 тыс. автомобилей в год.
В настоящее время уже заканчиваются строительные работы на Борисовском заводе «Автогидроусилитель», идет монтаж производственного оборудования. Как только он будет закончен, мы приступим к выпуску автомобилей из SKD комплектов.
Надеюсь, что уже к концу этого года на белорусский рынок поступят первые автомобили. В настоящее время идет сертификация, а также процесс получения одобрения типа транспортного средства. Кроме того, мы планируем передать автомобили на испытание с целью получения одобрения типа транспортного средства и в России.
– Сегодня перед Минпромом поставлена задача снизить материалоемкость и энергоемкостьпромышленной продукции Беларуси на 2-3%. Что уже сделано для снижения материалоемкости производства?
– К сожалению, предприятия Министерства промышленности материалоемкие и энергоемкие. Достаточно сказать, что в себестоимости продукции материальные затраты достигают 65%, т.е. это наша основная статья для повешения эффективности производства.
Поскольку энергоресурсы закупаются за пределами страны, нами разработана программа по модернизации литейных, гальванических и термических производств. Мы обратили внимание на то, что внутри созданных холдингов многие предприятия имеют термические участки, которые загружены на 20-30%. В результате эффективность их использования крайне низкая, а энергопотребление наоборот очень высокое. Поэтому было принято решение часть таких производств ликвидировать, а взамен создавать наболее эффективное производство на базе одного предприятий в рамках того или иного холдинга.
Кроме того, сейчас реализуется проект в рамках холдинга «Минский моторный завод» по строительству в г. Столбцы завода по производству высокоточного высокопрочного литья с объемами инвестиций около $160-180 млн. Это проект позволит снизить импортоемкость, т.к. в настоящее время основная часть литья завозится на предприятие из-за пределов нашей страны.
На «Минском автомобильном заводе» реализуется несколько проектов по модернизации литейного производства для снижения энергопотребления и повышения качества выпускаемой продукции.
Всего намечено около 120 проектов, которые мы должны внедрить с целью повышения конкурентоспособности, снижения материалоемкости и энергопотреболения.
– В рамках Союзного государства Беларусь и Россией реализуют около 40 научно-производственных программ. Планирует ли Министерство промышленности запуск новых программ, учитывающих инновационное направление развития, которое считает приоритетным руководство наших стран?
– В настоящее время Министерство промышленности является государственным заказчиком двух программ: «Основа» и «Микросистематехника». Основными исполнителями по первой программе являются предприятия «Интеграл» и «Светотрон», а по второй – минский НИИ Радиоматериалов, КБТМ, а также ГНПО «Планар».
В будущем планируем быть заказчиками двух государственных программ – это, прежде всего, программа «Автоэлектроника» и программа «Электронмаш-65». Данные программы в основном направлены на развитие специальной продукции двойного назначения.
Кроме того, сейчас ведутся работы над новой программой. «Минский тракторный завод» разработал энергонасыщенный трактор с электромеханической трансмиссией – это новое поколение тракторов в мире. В настоящее время трактор проходят испытания, и я надеюсь, что к концу года они закончатся. Это совместная работа с российскими партнерами, которую мы также будем предлагать для включения в союзную программу.
Информация предоставлена Министерством промышленности Республики Беларусь