Пожарная безопасность на предприятиях российской промышленности
На основании ежегодных анализов исследования пожаров, произошедших на территории нашей страны, на объектах, оборудованных системами противопожарной защиты, в среднем, в 30% случаев существующие системы не выполнили свою основную функцию. Низкий уровень эффективности срабатывания систем противопожарной защиты на данных объектах не позволил своевременно, на ранней стадии обнаружить возникновение пожаров, что привело к их позднему выявлению и значительному развитию. Последствиями этого стали причиненный материальный ущерб, а в ряде случаев и гибель людей.
Это стало одной из причин разработки, а потом и утверждения в июле 2014 года Борисом Борзовым, главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору «Временных методических рекомендаций по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору)».
Необходимо четко представлять, что современные предприятия характеризуются концентрацией производственных и энергетических мощностей, автоматизацией производственных комплексов, в которых перерабатываются и хранятся пожаро – и взрывоопасные вещества, увеличением вместимости товароматериальных складов, применением в строительстве облегченных конструкций из металла и полимерных материалов, обладающих низкой огнестойкостью.
Обеспечение пожарной безопасности этих производств сложно и связано с рядом проблем. Все это требует внимательного подхода к проблеме пожарной безопасности и широкого внедрения надёжных и экономичных систем противопожарной защиты. О мероприятиях, с помощью которых возможно снижение рисков гибели работников, минимизация возникновения пожара и ущерба от него, будет рассказано в этой статье. Кроме того, будут даны рекомендации, каким образом минимизировать затраты на обеспечение пожарной безопасности и предупредить возможные штрафные санкции.
Состояние систем и элементов противопожарной защиты, применяемых для объектов спиртовой и ликероводочной промышленности
Для обеспечения пожарной безопасности объектов промышленности могут использоваться следующие системы и элементы противопожарной защиты объектов:
1) средства огнезащиты;
2) системы противодымной защиты (ПДЗ);
3) заполнения в проемах противопожарных преград;
4) лестницы пожарные наружные стационарные, ограждение кровли;
5) внутренние противопожарные водопроводы (ВПВ);
6) системы автоматической пожарной сигнализации (АПС);
7) системы автоматического пожаротушения (АПТ);
8) системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).
Системы противопожарной защиты являются неотъемлемой составной частью оснащения предприятия современными средствами техники безопасности и охраны труда, а также ключевой составляющей системы пожарной безопасности объектов защиты. Поскольку технические средства пожарной защиты непрерывно усложняются, повышается эффективность и расширяется их специализация, они должны быть грамотно рассчитаны, спроектированы, смонтированы и обслужены.
Как показывает практика, не эффективная работа систем противопожарной защиты вызвана ненадлежащим качеством работ организаций, выполняющих работы по монтажу этих систем. Данные организации не всегда в полной мере располагают квалифицированными специалистами и лабораторно-аналитическими приборами для проведения контроля качества. Отсутствие в штате организации квалифицированных специалистов по оценке качества и эффективности смонтированных систем противопожарной защиты, осуществляющих приемку выполненных работ, также не позволяет выявить дефекты и нарушения на стадии ввода систем в эксплуатацию, а за частую и на стадии проектирования.
Данная проблематика встречается на объектах промышленности в любой отрасли промышленности. Приемку работ в области обеспечения пожарной безопасности на объектах осуществляют преимущественно сотрудники, которые не обладают специальными знаниями и практическим опытом оценки качества работ в области пожарной безопасности. И в первую очередь они формируют выводы о соответствии выполненных работ, на основании перечня документов и оборудования, изложенного в техническом задании на выполнение работ, которое, как правило, подготовлено некомпетентными в этой области специалистами. В данном случае, доминирующим аргументом качества, является выполнение работ лицензированной организацией, что при существующих инструментах лицензионного контроля достаточно не объективно. Так как зачастую органы, осуществляющие лицензионный контроль в полной мере не могут оценить не выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами. Данное обстоятельство обусловлено, в первую очередь тем, что лицензиат выполняет свои работы на объектах юридических лиц, которые не заинтересованы в излишнем внимании органов, осуществляющих федеральный пожарный надзор, и соответственно в качестве выполняемых работ. А органы федерального пожарного надзора не наделены полномочиями по рассмотрению проектной документации и полномочиями по приемке и вводу в эксплуатацию.
Сложившаяся ситуация вызывает серьезную озабоченность качеством производства работ по обеспечению систем противопожарной защиты объектов, а соответственно и эффективностью расходования средств.
Важное значение имеет глубокое изучение свойств специфических особенностей и условий работы системы защиты и ее элементов. Соответственно оценка соответствия и подтверждение функциональных характеристик элементов систем противопожарной защиты должны осуществляться квалифицированными специалистами (экспертами), обладающих практическим опытом работы и специальными знаниями в данной сфере.
О «Временных методических рекомендациях по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору)»
Методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору) разработаны для инспекторов федерального государственного пожарного надзора.
«Системы противопожарной защиты являются важной составной частью системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты. При этом условием эффективного применения указанных систем является соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности при производстве монтажных работ и дальнейшей эксплуатации систем противопожарной защиты.
В связи с этим организация и осуществление мероприятий по контролю за соблюдением данных требований требует значительного внимания со стороны надзорных органов МЧС России».
Таким образом, при проведении мероприятий по контролю инспекторам федерального государственного пожарного надзора вменено в обязанность проводить оценку соответствия систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений по направлениям:
– соответствие требованиям пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– соответствие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, проектной и рабочей документации.
В случае несоответствия налагается штраф и выдается предписание на устранение недостатков и соответственно – вас ждет внеплановая проверка по результатам устранения замечаний.
Приведём «примерный перечень категорий объектов для осуществления таких проверок:
1) здания, построенные по СТУ (ТУ), материалы которых рассматривались на нормативном совете УНД ГУ МЧС России;
2) многофункциональные здания;
3) жилые здания высотой 28 м и более;
4) общественные и административные здания высотой более 30 м;
5) здания, оборудованные системами автоматического пожаротушения;
6) здания, оборудованные одновременно автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления, эвакуацией людей при пожарах и системой противодымной защиты;
7) объекты завершенного строительства и реконструкции».
Из перечня видно, что абсолютно все промышленные предприятия будут подвергаться оценке соответствия систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю со стороны федерального государственного пожарного надзора.
Как отмечалось выше, оценка соответствия и подтверждение функциональных характеристик элементов систем противопожарной защиты должны осуществляться квалифицированными специалистами (экспертами). Поэтому, «…органы федерального государственного пожарного надзора при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) должны привлекать экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия».
Несколько слов о минимизации
Определить необходимые показатели систем обеспечения пожарной безопасности может и сам собственник, но при наличии лабораторного аттестованного оборудования, квалифицированного персонала, нормативной документации и так далее. Как правило, этого нет, т.к. стоит недешево.
Но оказывается, что «Временные методические рекомендации по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений при проведении мероприятий по контролю (надзору)» дают подсказку.
«Допускается привлекать экспертов и экспертные организации для проведения испытаний (исследований) систем и элементов противопожарной защиты в случае оценки соответствия данных систем и элементов в форме, установленной ч. 2 ст. 145 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которая гласит:
«1. Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации».
Таким образом, если при проверке федерального государственного пожарного надзора вы предоставляете инспекторам сертификаты на системы и элементы противопожарной защиты, установленные на предприятии, тогда повторные исследования или их испытания не проводятся.
Поэтому для решения этих проблем у руководителей предприятий три пути:
– первый – спокойно ждать результата и возможно понести необоснованные расходы, повторно проведя работы, заменить (возможно исправные) технические средства предварительно заплатив штраф 150 тыс. рублей;
– второй – предварительно провести добровольную сертификацию и представить результаты инспектору (разъяснение МЧС России от 13.04.2011 №19-2-13-1281, подтверждающее законность применения результатов добровольной сертификации).
При выборе второго пути между собственником и инспектором встаёт третья законная сторона, которая подтвердит исправность систем противопожарной защиты и не допустит необоснованных требований (в случае их появления) по замене технических средств или повторном проведении определенных видов работ. Результат – отсутствие штрафов и необоснованных затрат.
– третий – привлечь специализированую организацию, что позволит заставить исполнителя устранять нарушения за свой счет (это устанавливается договором на проведение работ). Руководителям предприятий целесообразно включать этот пункт в условия тендеров для защиты своих интересов от недобросовестных поставщиков услуг в области пожарной безопасности.
Коротко о правилах проведения работ в добровольной системе сертификации (на примере Системы добровольной сертификации в области пожарной безопасности НСОПБ (рег. № РОСС RU.М704ЮАБ0).
Система добровольной сертификации регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, которым является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, знаках соответствия и порядке их применения. Реестр поручено вести Росстандарту.
Если Вы решили использовать результаты добровольной сертификации, то Вам необходимо обратиться в ближайший к вам орган по сертификации, где специалисты проконсультируют Вас по всем вопросам.
Реестр находится в общем доступе на сайте НСОПБ www.нсопб.рф.
В настоящее время в нем размещена информация о порядке 150 организаций, осуществляющих свою деятельность на всей территории Российской Федерации от Владивостока до Калининграда.
В общем случае порядок сертификации следующий:
подача заявки на сертификацию;
рассмотрение и принятие решения по заявке;
оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;
принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
выдача сертификата и протоколов (актов) испытаний;
инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг (при необходимости).
Использование добровольной сертификации работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности позволяет эффективно защитить потребителей от недобросовестных поставщиков услуг и работ, как, в целом, на рынке, так и в рамках развития контрактной системы. Снижает коррупционную составляющую при проведении мероприятий по контролю, проводимых органами строительного надзора и органами федерального пожарного надзора. Позволяет существенно сократить применение схем «откатов» при реализации контрактов на выполнение работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности, так как высвобождение средств для данных схем, от общей стоимости работ, образуется именно за счет применения ненадлежащего оборудования и не выполнения ряда работ, предусмотренных комплектом рабочей документации.
Авторы:
Афанасьев Николай Викторович – директор департамента Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ);
Ваганова Дарья Васильевна – руководитель Пресс-службы НСОПБ.