Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Присоединение России к ВТО и развитие интеграции в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) нацелено на устранение барьеров в торговле, улучшение инвестиционного климата, создание единого внутреннего рынка, рост бизнеса в условиях усиления добросовестной конкуренции, создание эффективной системы разрешения споров, участие в выработке новых правил внутренней и мировой торговли.
В этих процессах особую остроту приобретает задача формирования и функционирования «единого правого пространства» как особой сферы регулирования и согласования национального и международного права для эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности. Во всем мире это порождает много актуальных проблем: соотношение правового пространства и суверенитета государств; сохранение территории как признака государства; согласование видов правовых пространств (экономического, информационного, переходного и пр.); обоснование процедур и границ сочетания международных, национальных, корпоративных и личных регуляторов; расширение сфер правового регулирования за пределами национальных границ; установление пределов разных юрисдикций; возможности сочетания разных правовых систем в едином правовом пространстве с использованием общих этических принципов.
Одна из сложных и актуальных практических задач – обеспечение гармоничного включения вновь принятых либо измененных законов в структуру (среду) действующего законодательства. Количественное увеличение законов, непрерывная реорганизация сложившихся между ними взаимосвязей создают эффект функционирующей неуправляемой законодательной массы, нарушающей гармонию законодательства как единого целостного, стабильного образования. Особую актуальность это приобретает в условиях присоединения России к международным экономическим объединениям (ВТО, ТС, ЕЭП).
Говоря о гармонизации законодательства, следует отметить, что российское законодательство уже соответствует праву ВТО: принято более 25 федеральных законов, постановлений правительства и указов Президента РФ. Однако важнее их правильно применять. Россия приняла на себя большое количество международных обязательств по двусторонним и многосторонним соглашениям, в т.ч. с Европейским сообществом, трехсторонние соглашения в рамках СНГ, соглашения ВТО (1995 г.), приложения к Марракешскому соглашению.
В соответствии с Договором о ТС в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г. обязательства по ВТО становятся частью правовой системы ТС с приоритетом правил ВТО. Важно отметить, что из трех стран ТС пока только Россия является членом ВТО.
Помимо соглашений ЕврАзЭС и ТС нормативную базу дополняют соглашения ЕЭП, принятые с 2009 г.
Задача, поставленная президентами трех стран, – к 1 января 2015 г. наполнить реальным содержанием ЕЭП. Это требует выполнения: работы по новым соглашениям, к разработке которых ЕЭК уже приступила вместе с национальными правительствами, и работы по кодификации существующей договорно-правовой базы. Это более 70-ти договоров, наработанных за все эти годы и подлежащих приведению к единому правовому знаменателю для обеспечения входа в новую фазу функционирования ЕЭС.
Первоочередной задачей по гармонизации законодательства, стоящей перед ЕЭК – стало налаживание эффективной работы внешнего таможенного контура. Следовало добиться качественного состояния дел в сфере таможенного регулирования и сфере технического регулирования в этой части.
Для стимулирования процессов интеграции Межпарламентская ассамблея СНГ ведет разработку модельных законов. Рассмотрено более 300 модельных законов, кодексов, рекомендаций, комментариев. В основу этой работы положены принципы гармонизации и сближения национальных правовых систем стран СНГ, учет международных правовых стандартов.
Национальное законодательство стран-членов ТС, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, должно регламентировать порядок применения статей Таможенного кодекса ТС (ТК ТС) и регулировать вопросы, не затронутые им.
Недолгое членство в ВТО уже демонстрирует примеры разногласий между национальным законодательством и правом ВТО, т.к. после вступления право ВТО является правом прямого действия в РФ. Естественно, возникли противоречия с ТК ТС. Вступление в ВТО единым комплексом, в качестве ТС трех стран, оказалось невозможным из-за отсутствия такого пункта в праве ВТО. Необходимо приводить в соответствие ТК ТС и право ВТО, причем, как подсказывает опыт, за счет внесения изменений в ТК ТС.
С учреждением ТС на евразийских просторах появился огромный общий рынок с населением почти 170 млн человек. Его расширение становится одним из приоритетов российской внешней политики. Создается уникальная возможность после развала СССР возродить на новых принципах особое экономическое образование, где бы могли быть созданы все условия для беспрепятственного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Обкатка этой модели проходит на базе ТС. И чем меньше будет недоработок, тем большую привлекательность будет иметь ТС для потенциальных его членов.
Эффективное законодательство в области применения мер защиты внутреннего рынка возможно только в том случае, если иностранные правовые институты будут не просто копироваться и насаждаться на российскую почву, а исследоваться и применяться лишь в той части, которая действительно совпадает с интересами отечественной экономики и с национальной спецификой права.
Азат Примов, магистрант Московского финансово-юридического университета