Внешнеэкономические и торговые отношения Российской Федерации и Республики Беларусь

Во многих аспектах торговой и внешнеэкономической деятельности между Россией и Беларусью налажено долгосрочное партнерство. С обеих сторон наблюдается непрерывная работа над сохранением надежных партнерских отношений, ставших еще более актуальными в свете недавних событий.

Товарооборот с Республикой Беларусь, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, по сравнению с 2013 г. уменьшился на 5,4% и составил $37,4 млрд. Сальдо внешней торговли сложилось положительное, в размере $6,9 млрд. Объемы импорта снизились на 8,5%, экспорта – на 3%.1

Таблица 1. Объемы внешней торговли с Республикой Беларусь (миллионов долларов США).2,3

2012

2013

2014

Экспорт

27500,0

22887,5

22123,7

Импорт

16300,0

16829,3

15257,4

Сальдо

11200,0

6058,2

6866,3

На протяжении последних пяти лет увеличивалась доля России среди основных торговых партнеров во внешнеторговом обороте Республики с 47% в 2009 г. до 49,5% в 2013 г.

По итогам 2014 г. отмечается отрицательная динамика внешнеторговых показателей, что было вызвано нестабильной макроэкономической и геополитической обстановкой.

Около 85% экспорта сельскохозяйственной продукции, оборудования и транспортных средств, товаров легкой промышленности Республики Беларусь поступает из России. Эта зависимость усугубляется тем, что основой белорусской внешней торговли с зарубежными странами традиционно являются нефтепродукты, производимые из российской нефти.

В 2014 г. в Российскую Федерацию из Республики Беларусь в основном осуществлялись поставки транспортных средств, машин и оборудования (29,4% от общего объема экспорта в Россию) и сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (27,8% от общего объема экспорта в Россию).

Товары Республики Беларусь поставлялись на рынки 159 государств, при этом основная доля экспорта в 2014 г. приходилась на Российскую Федерацию (45,2% общего объема товарного экспорта Республики Беларусь).

Географическая структура импорта товаров в Беларусь охватывала 182 страны. Основным поставщиком товаров в 2013 г. выступила Российская Федерация, доля которой в импорте товаров составила 53,2%. Из России поставлялись преимущественно минеральные продукты (54,5% импорта) и недрагоценные металлы (12,1%).

Таблица 2. Объемы импорта товаров машиностроительного и металлургического комплексов из Республики Беларусь4,5

январь-ноябрь
2014 г.

январь-ноябрь
2014 г.
в % к
январю-ноябрю
2013 г.

Грузовые автомобили, штук

5 711

77,6

Седельные тягачи, штук

1 817

73,9

Тракторы, тыс. штук

20,3

76,6

Сельскохозяйственная техника, тыс. штук

19,7

98,4

Части и принадлежности для автомобилей и тракторов, тыс. тонн

35,7

96,1

Двигатели внутреннего сгорания, тыс. штук

35,4

73,6

Трансформаторы электрические, тыс. штук

824,2

63,5

Черные металлы, тыс. тонн

531,8

79,4

Провода изолированные, кабели, тыс. тонн

34,4

105,5

Холодильники, морозильники и холодильное оборудование, тыс. штук

697,2

116,0

Бытовая аппаратура неэлектрическая для приготовления пищи, тыс. штук

811,3

115,1

Таблица 3. Объемы экспорта товаров машиностроительного и металлургического комплексов в Республику Беларусь

январь-ноябрь
2014 г.

январь-ноябрь
2014 г.
в % к
январю-ноябрю
2013 г.

Черные металлы, тыс. тонн

2 368,3

91,1

Трубы из черных металлов, тыс. тонн

234,0

102,5

Алюминий необработанный, тыс. тонн

22,3

78,0

Проволока медная, тыс. тонн

13,3

80,5

Провода изолированные, кабели, тыс. тонн

25,8

100,6

Части и принадлежности для автомобилей и тракторов, тыс. тонн

12,6

84,9

Машины и механизмы для грунтовых работ, штук

345

61,6

Станки токарные, штук

111

50,0

Инструменты ручные пневматические, гидравлические или со встроенным двигателем, тыс. штук

118,4

173,3

Двигатели внутреннего сгорания, тыс. штук

18,3

97,4

Телевизоры, мониторы
и проекторы, тыс. штук

395,8

88,5

Автомобили легковые, тыс. штук

47,5

152

Автомобили грузовые, штук

2 110

88,7

Основу импорта товаров машиностроительного и металлургического комплексов из Республики Беларусь в стоимостном выражении составляют следующие категории:

  • автомобили грузовые ($604,4 млн);

  • тракторы и седельные тягачи ($442,2 млн);

  • прутки из железа или нелегированной стали горячекатаные ($221,7 млн);

  • сельскохозяйственная техника ($205,7 млн);

  • части и принадлежности для автомобилей и тракторов ($184,9 млн);

  • холодильники, морозильники и холодильное оборудование ($176,4 млн).

В структуре экспорта из Российской Федерации в стоимостном выражении преобладают следующие группы товаров:

  • легковые автомобили ($685,6 млн);

  • отходы и лом черных металлов ($344,4 млн);

  • трубы из черных металлов ($204,3 млн);

  • двигатели внутреннего сгорания ($142,3 млн);

  • прокат плоский из железа или нелегированной стали плакированный ($122,6 млн);

  • телевизоры, видеомониторы и видеопроекторы ($114,8 млн);

  • провода изолированные, кабели ($113,2 млн).

Кроме того, ощутимый вклад в расширение взаимного товарооборота между Российской Федерацией и Республикой Беларусь вносят динамично развивающиеся межрегиональные связи. Более 80 субъектов Российской Федерации имеют торгово-экономические отношения с Беларусью, причем 66 из них связаны соглашениями о сотрудничестве. Свои представительства в Республике имеют шесть российских регионов (Краснодарский край, Республика Дагестан и Ингушетия, Нижегородская область, г. Москва). Открыла в Беларуси свое представительство и Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение», объединяющая 19 регионов Сибирского и Уральского федеральных округов.6

В области промышленной политики взаимодействие регулируется 22 межправительственными соглашениями7.

Российская Федерация и Республика Беларусь постепенно формируют единую структуру технологичной экономики государств-участников, посредством объединения материальных и интеллектуальных ресурсов для поэтапного перехода экономики на неоиндустриальное развитие.

Единая структурная промышленная политика для России и Беларуси в перспективе может утвердиться в качестве модели для интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе и, как следствие, стать значимым фактором социально-экономической трансформации постсоветского пространства.

На данном этапе эффективной формой реализации промышленной политики являются целевые программы, финансируемые из союзного бюджета.

В период с 1999 по 2013 гг. были успешно реализованы различные программы в таких направлениях:

  • производство автомобильной техники (разработка и организация массового производства, отвечающего международным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности ЕВРО-2, ЕВРО-3 и ЕВРО-4);

  • сельскохозяйственное машиностроение (создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального энергетического средства);

  • сельскохозяйственное оборудование (разработка перспективных ресурсосберегающих, экологически чистых технологий и оборудования для производства биологически полноценных комбикормов);

  • разработка новых технологий (программа повышения эффективности пищевых производств за счет переработки их отходов на основе прогрессивных технологий и техники).

Россия и Беларусь постоянно работают над улучшением условий для взаимного инвестирования в промышленность. Например, существенно активизировалось создание совместных производств: на сегодняшний день в Российской Федерации действует более восьмидесяти сборочных производств, совместных с предприятиями Беларуси.

В конце января было заявлено о разработке комплекса антикризисных программ, предполагающих совместные действия Москвы и Минска8.

И несмотря на периодически возникающие скользкие моменты (например, транзит европейских товаров через Беларусь в Россию), текущая ситуация позволяет делать выводы о дальнейших перспективах продуктивного взаимоотношения в рамках внешнеэкономической и торговой деятельности между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Материал подготовлен компанией CONCOL

1

2

3

4

5 Массивы данных государственных органов статистики формируются в апреле года, следующего за отчетным, в связи с чем анализ информации производится в разрезе периодов «январь-ноябрь» 2013-2014 гг.

6

7 http://brest-region.gov.by/index.php/obshchestvo/k-edinomu-dnyu-informirovaniya/2479-aprel-2014-soyuznoe-gosudarstvo-razvitie-i-perspektivy

8 http://www.rg.ru/2015/01/27/meri-site-anons.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.