Новые подходы к регулированию сферы торговли услугами в рамках Евразийского экономического союза
Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с 1 января 2015 г. предусматривает обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
В настоящее время услуги являются важным компонентом взаимной торговли стран Таможенного союза и Единого экономического пространства (ТС и ЕЭП). Фактически услуга является тем же товаром, только нематериального типа.
Доля сектора услуг в экономике стран составляет более половины ВВП (Республика Беларусь – 44,8%, Республика Казахстан – 54,2%, Российская Федерация – 59,7%).
Усиливается роль услуг во взаимной и внешней торговле стран ТС и ЕЭП. К примеру, в Казахстане по итогам 2013 г. доля услуг во внешнеторговом обороте достигла 11%.
При этом основу внешнеторгового оборота услугами составляют транспортные услуги. В 2013 г. экспорт транспортных услуг из Казахстана достиг $2 866 млн.
Такие данные свидетельствуют о том, что в рамках создания ЕАЭС взаимная торговля услугами имеет существенный потенциал для динамичного развития. Этому также будет способствовать реализация и развитие транзитного потенциала ЕАЭС, в том числе через создание евразийских транспортных коридоров.
Действующее регулирование
В настоящее время взаимная торговля услугамив рамках ТС и ЕЭП регулируется Соглашением о торговле услугами и инвестициях в государствах – участникахЕдиного экономического пространства от 9 декабря 2010 г.
Соглашением предусмотрено предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима поставщикам услуг государств-членов, а также четыре способа торговли услугами.
Вместе с тем данные обязательства приняты Сторонами не в полном объеме. Соглашением предусмотрен ряд изъятий, перечень которых зафиксирован в соответствующих приложениях. Многие из них носят дискриминационный характер и препятствуют развитию взаимной торговли услугами. При этом страны ТС и ЕЭП не приняли на себя обязательства по снятию данных ограничений, по многим позициям срок действия изъятий не определен.
Положения действующего Соглашения не затрагивают права получателей услуг. В ряде случаев предприниматели также выступают в качестве услугополучателей и нередко сталкиваются с дискриминацией со стороны поставщиков.
Стоит отметить, что в рамках вступления в ВТО Российская Федерация стала участницей Генерального соглашения ВТО о торговле услугами. Республика Казахстан также находится на пороге вступления в ВТО и примет на себя обязательства в сфере торговли услугами. Поэтому правовые и нормативные рамки регулирования торговли услугами на территории ЕЭС должны также учитывать обязательства Сторон перед ВТО.
Регулирование в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе
С 1 января 2015 г. регулирование взаимной торговли услугами будет осуществляться на основании Приложения №16 «Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций» Договора о Евразийском экономическом союзе.
При этом услуги в сфере транспорта, финансовых рынков, естественных монополий, энергетики будут регулироваться соответствующими отраслевыми разделами Договора.
Это объясняется спецификой оказания данных услуг. Порядок, условия и этапность либерализации транспортных услуг будет определяться отдельными международными договорами. К примеру, к 1 июля 2015 г. государства-члены примут программу поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена.
Гармонизацию законодательства в сфере финансового рынка планируется завершить к 2025 г. В конечном итоге такая гармонизация приведет к взаимному признанию лицензий и разрешений в финансовом секторе, соответственно открытию рынка финансовых услуг.
Особенности нового регулирования рынка услуг
Протоколом о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций предусматривается концептуально новый подход к регулированию рынка услуг.
Основной целью при разработке Протокола является обеспечение свободы торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций. Максимальная степень свободы торговли услугами характеризуется понятием «Единый рынок услуг».
Единый рынок услуг – состояние рынка услуг в рамках конкретного сектора услуг, в рамках которого каждое государство-член предоставляет поставщикам услуг любого другого государства-члена право:
1) поставки и получения услуг на условиях национального режима и режима наибольшего благоприятствования;
2) поставки услуг посредством филиала без дополнительного учреждения в форме юридического лица;
3) поставки услуг посредством филиала на основании разрешения на поставку услуг, полученного таким поставщиком услуг на территории своего государства-члена;
4) на признание профессиональных квалификаций персонала поставщика услуг.
Государства-члены будут стремиться к созданию и обеспечению функционирования Единого рынка услуг в максимальном количестве секторов услуг.
При этом государства-члены не будут вводить новые дискриминационные меры в отношении торговли услугами.
Принцип четырех «корзин»
Формирование единого рынка услуг – сложный и многоплановый процесс. Очевидно, что одномоментно открыть весь спектр услуг ни одна из Сторон не готова. В связи с этим либерализация рынка услуг будет осуществляться поэтапно.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе в настоящее время формируются четыре «корзины» секторов услуг в зависимости от степени их либерализации:
1) сектора услуг, в которых с 1 января 2015 г. начнет функционировать единый рынок услуг;
2) сектора услуг, по которым формирование единого рынка услуг будет осуществлено в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода);
3) индивидуальные национальные перечни ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий;
4) «горизонтальные» ограничения, сохраняемые государствами-членами в отношении всех секторов и видов деятельности.
Изначально в ходе разработки Договора планировалось, что все «корзины» услуг будут утверждены в качестве приложений к Протоколу о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций.
Вместе с тем, очевидно, что категоризация секторов услуг по степени либерализации. Принимая во внимание ограниченные сроки подготовки проекта Договора, в том числе по инициативе Национальной палаты предпринимателей РК, было принято решение принять утвердить первую–третью «корзины» после подписания Договора.
Договором была утверждена только четвертая «корзина» – перечень «горизонтальных» ограничений.
В соответствии с Рабочем планом разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, первая–третья «корзины» будут утверждены Высшим Евразийским экономическим советом до 31 декабря 2014 г.
В настоящее время государствами-членами формируются предложения по наполнению данных «корзин».
Сектора услуг Единого рынка услуг
Либерализация рынка услуг может быть осуществлена в секторах услуг, которые не регулируются государством, т.е. там, где отсутствует обязательство получения лицензий и разрешений.
Создание единого рынка услуг в регулируемых секторах экономики потребует времени и принятия соответствующих планов либерализации в трехстороннем формате.
В первую «корзину» услуг могут быть включены следующие сектора услуг:
– услуги в области налогообложения;
– услуги в области ландшафтной архитектуры;
– консультационные услуги в области архитектуры;
– компьютерные и связанные с ними услуги;
– услуги в области исследований и разработок (в области общественных и гуманитарных наук);
– услуги по аренде и лизингу без операторов;
– услуги по исследованию рынка и выявлению общественного мнения;
– консультационные услуги по вопросам управления;
– услуги по размещению и подбору персонала;
– услуги по организации развлечений (театры, концерты, цирк);
– уборка помещений, фотоуслуги, перевод и др.
При этом Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан неоднократно обращала внимание на риски, связанные с ускоренной либерализацией отдельных секторов услуг, таких как оптовая и розничная торговля, услуги гостиниц и общественного питания, услуги в сфере сельского хозяйства и др.
Во вторую «корзину» предложено включить отдельные подсектора строительных услуг. Учитывая различия в регулировании строительной отрасли в странах Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реформирование нормативно-правовой базы Республики Казахстан в сфере жилищного строительства, считаем, что гармонизация законодательства в строительной отрасли может быть осуществлена к 2025 г. В настоящее время в Республике Казахстан деятельность в сфере строительства лицензируется, а в России и Беларуси допуск на все виды работ в области строительства предоставляется через саморегулируемые организации.
Третья «корзина» услуг (национальные перечни ограничений) может быть сформирована на основе Приложения IV действующего Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства.
Поэтапная реализация норм проекта Договора о Евразийском экономическом союзе позволит выйти на новый уровень интеграции в сфере торговли услугами.
Как результат, Стороны вправе ожидать роста взаимной торговли услугами. Наряду с торговлей товарами, в перспективе перемещение услуг может стать ключевым показателем евразийской интеграции.
Для этого необходимо обеспечить функционирование рынка услуг без дискриминационных изъятий и ограничений.
В этом аспекте важно отметить необходимость совершенствования ведения статистики взаимной торговли услугами. В настоящее время статистика внешней торговли услугами отражается в платежном балансе. Однако в платежном балансе учитываются не все сектора услуг. Ведение статистики имеет ключевое значение в оценке эффективности принимаемых мер по либерализации рынка услуг.
В целом, обеспечение свободы движения услуг в рамках ЕАЭС, как одного из основополагающих принципов интеграции, является залогом развития предпринимательской активности в данной сфере.
Рахим Ошакбаев, Член правления, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан