Нормативное обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений и мониторинг их технического состояния — залог снижения аварийности
Анализ риска и причин аварий промышленных зданий и сооружений (ЗиС) показывает, что аварии, как правило, происходят на тех опасных производственных объектах (ОПО), где не проводились обследования технического состояния (ОТС) и экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) или не соблюдались сроки очередной ЭПБ. В СП 11-102-97 «Инженерно–экологические изыскания для строительства» дано определение системы стационарных наблюдений за состоянием природной среды и сооружений в процессе их строительства, эксплуатации, а также после ликвидации, однако в большинстве случаев отсутствие постоянного мониторинга технического состояния несущих конструкций ЗиС, а также нарушение норм эксплуатации могут стать причиной аварий.
Аварийное разрушение возможно на любой стадии жизненного цикла ОПО. Кроме того, на сегодняшний день более 75% основных фондов ЗиС ОПО выработало свой ресурс, но продолжает эксплуатироваться, что, в свою очередь, повышает риск аварий.
Положение усугубляет и несовершенство сложившейся системы обеспечения промышленной безопасности ЗиС: отсутствие системного подхода, недостаток критериев и методов при оценке безопасности ОПО; отсутствие базы данных ОПО; сложность технологий комплексного мониторинга технического состояния конструктивных элементов ЗиС.
Важнейшим условием в обеспечении промышленной безопасности ЗиС на ОПО являются нормативно-техническое обеспечение и организация мониторинга их технического состояния.
С учетом требований времени и в соответствии с законом «О техническом регулировании» ведущими специализированными организациями в области технического диагностирования, определения остаточного ресурса и анализа безопасности ОПО были разработаны новые стандарты (СА 03-006-06 введены 26.10.2006 г.) организаций Научно-промышленный союз «РИСКОМ» и Ассоциация «Ростехэкспертиза»: «Методические указания по проведению технического обслуживания, ремонта, обследования, анализа промышленной безопасности производственных ЗиС предприятий, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные объекты» и «Резервуары вертикальные стальные сварные для нефти и нефтепродуктов. Техническое диагностирование и анализ безопасности. Методические указания».
Документы будут способствовать решению ряда задач:
– повышению уровня промышленной, экологической, энергетической безопасности эксплуатации производственных ЗиС, включая дымовые и вентиляционные трубы, а также резервуарные парки;
– снижению уровня административного давления на малый и средний бизнес;
– повышению квалификации персонала и компетентности органов, занимающихся оценкой состояния ОПО;
– повышению ответственности владельцев ЗиС ОПО за обеспечение безопасности и роли добровольного декларирования безопасности и страхования рисков;
– приведению методических документов, применяемых на объектах, подконтрольных Ростехнадзору, в соответствие научно-техническому прогрессу.
Но, несмотря на все усовершенствования методологии технического обслуживания и мониторинга состояния ЗиС, необходимо внесение изменений в №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» таким образом, чтобы страхование (а может понижающие коэффициенты) было привязано к фактическому состоянию ЗиС ОПО, тогда владельцы будут вынуждены либо поддерживать их в нормальном состоянии, либо страховать по завышенным коэффициентам, и это – нормальная практика, т.к. в любой зарубежной страховой компании перед страхованием объекта проверяют его техническое состояние.
В «Методических указаниях по проведению технического обслуживания, ремонта, обследования, анализа промышленной безопасности производственных зданий и сооружений предприятий, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные объекты» представлен единый методический подход к анализу промышленной безопасности производственных ЗиС, эксплуатируемых в различных отраслях промышленности.
В стандарте применены обобщенные данные большого количества отечественных и зарубежных нормативно-технических документов, а также новых собственных научных разработок авторов стандарта. Стандарт включает в себя такие разделы, как:
1) Основные требования безопасности к производственным ЗиС с учетом категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и срокам службы ЗиС.
2) Указания по техническому обслуживанию ЗиС и периодичности проведения капитального ремонта.
3) Технический надзор за состоянием производственных ЗиС в период эксплуатации.
4) Правила проведения ремонтных работ.
5) Ведение проектной, производственной и эксплуатационно-технической документации.
6) Подготовительные работы к проведению ЭПБ.
7) Обследование и ЭПБ зданий с учетом степени агрессивного воздействия газовоздушной среды.
8) Обследование и ЭПБ дымовых и вентиляционных промышленных труб с характеристиками основных дефектов и повреждений.
9) Особенности проведения ЭПБ в сейсмических районах.
10) Выдача заключения экспертизы промышленной безопасности.
Этот стандарт может стать основой для разработки в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» отдельных технических регламентов, в т.ч.:
– по безопасной эксплуатации ЗиС ОПО;
– обследованию и экспертизе промышленной безопасности ЗиС ОПО;
– обследованию и ЭПБ дымовых и вентиляционных промышленных труб;
– определению остаточного ресурса дымовых и вентиляционных промышленных труб;
– определению остаточного ресурса ЗиС ОПО;
– по консервации ЗиС ОПО;
– ликвидации ЗиС ОПО;
– комплексному мониторингу технического состояния ЗиС ОПО и т.п.
Разработчики нового стандарта «Резервуары вертикальные стальные сварные для нефти и нефтепродуктов. Техническое диагностирование и анализ безопасности. Методические указания» попытались разрешить противоречия, свойственные известным отечественным нормативным документам и свести воедино нормы и положения по оценке технического состояния резервуаров. Общая тенденция документа – расширение пределов величин допускаемых дефектов и повреждений элементов резервуара на основе научно обоснованных методов их оценки при сокращении сроков между периодическими обследованиями.
Так, например, при невозможности освобождения резервуара от продукта очередное полное обследование может быть заменено расширенным частичным обследованием, включающим дополнительные операции, в т.ч. акустико-эмиссионный контроль (АЭ контроль) в режиме эксплуатации, расширенную толщинометрию, ультразвуковой контроль.
К оценке качества сварных соединений верхних поясов стенки резервуаров, находящихся в эксплуатации, предлагается применять требования, основанные на соотношениях механики разрушения.
Для уменьшения перебраковки элементов резервуаров применен подход, используемый в нормативных документах по расчету и техническому диагностированию сосудов, работающих под давлением.
В стандарте вводятся два предельно допускаемых параметра коррозионного разрушения: предельная глубина коррозии и предельная площадь поверхности, на которой допускается коррозионное утончение до предельной глубины.
Остаточный ресурс резервуара в целом определяется как минимум из ресурса элементов резервуара (стенки, кровли, днища), оцененного для различных предельных состояний. Важно, что метод расчетной оценки остаточного ресурса позволяет применить одни и те же критерии к оценке состояния элементов резервуара в настоящее время (когда визуально и с помощью средств неразрушающего контроля эксперт оценивает состояние конструкции) и при оценке состояния конструкции в будущем.
В новом стандарте, согласно принятой практике расчетов во всех СНиП, отраслевых нормативных документах, введена система коэффициентов запаса, учитывающих несовершенство методик расчета, разброс свойств материалов и др.
В рассматриваемый документ введено положение, согласно которому назначаемый остаточный ресурс (Тназн), определяющий срок до проведения очередного обследования резервуара, не может превышать расчетный остаточный ресурс с коэффициентом запаса nкор =1,2.
По широте и комплексности охвата рассматриваемых вопросов, использованию новейших методов диагностирования и расчета остаточного ресурса данный документ не имеет аналогов не только в отечественной, но и в мировой нормативно-технической литературе. Большое количество справочной информации, содержащейся в документе, позволяет использовать его при ЭПБ резервуаров без обращения к другим нормативным документам. А комплексность диагностических и расчетных методов при ЭПБ резервуаров позволяет научно обоснованно прогнозировать остаточный ресурс их безопасной эксплуатации.
Другим важным направлением в решении проблем промышленной безопасности является применение системного подхода на основе теории оценки и управления рисками, с использованием комплексного мониторинга технического состояния (КТМС) ЗиС. Такой подход позволит максимально повысить защищенность ОПО от аварийного разрушения при эффективном расходовании средств.
Для решения этой сложной, но перспективной задачи предлагается создать специальную структуру – «Российский центр мониторинга технического состояния и рисков опасных производственных объектов», в задачи которого будут входить: разработка единой технической политики в оснащении ОПО системами КМТС; создание баз данных о техническом состоянии ОПО; анализ и подготовка информации в режиме реального времени о техническом состоянии объекта; координация разработок, составление и утверждение нормативных документов; консультационно-информационная поддержка; повышение квалификации персонала, эксплуатирующего системы мониторинга ОПО и др.
Центр мониторинга может участвовать в разработке структурированной системы комплексного мониторинга безопасности и рисков. Основной функцией этой системы будет автоматизированный контроль за состоянием ОПО от стадии строительства до стадии эксплуатации с возможностью передачи данных в режиме реального времени.
Создание Центра мониторинга планируется поручить организации, работающей в сфере промышленной безопасности ОПО, но не занимающейся проектированием, разработкой, изготовлением приборов, оборудования, аппаратных и программных комплексов. Это позволит избежать опасности монополизации рынка услуг по мониторингу технического состояния ЗиС ОПО, повысить конкуренцию среди проектировщиков, разработчиков и производителей.
В сложившийся ситуации целесообразно ставить вопрос не о создании еще одного центра, а о возложении ответственности за эксплуатацию ОПО (ЗиС, ТУ) на владельцев, что и определено в №116-ФЗ и №225-ФЗ.
Но фактическое состояние этих объектов должно определяется после проведения ЭПБ и других видов независимых обследований специализированными экспертными организациями, и только после проведения такого обследования имеет смысл заниматься страхованием ОПО.