При оснащении крана ограничителем грузоподъемности главное – правильный выбор его типа

Для оборудования кранов мостового типа (мостовых, козловых, электроталей и  кран-балок), портальных кранов и кранов-трубоукладчиков применяются ограничители грузоподъемности типа  ОГШ различных модификаций.

Это наиболее сложные из выпускаемых «ИТЦ «КРОС» приборов. Они имеют широкий набор функций и гибкое программное обеспечение, позволяющее наиболее полно реализовать требования к ограничителю, исходя из особенностей конструкции и эксплуатации конкретного крана.

Ограничители без регистратора параметров ОГШ-1.1, ОГШ-1.2, выпускаемые ЗАО «ИТЦ «КРОС», применяют в составе кранов-штабелеров, кран-балок, электроталей и мостовых кранов грузоподъемностью до 10 т и группы классификации (режима) менее А6. Комплектация этих, на первый взгляд простых, ограничителей может быть различной в зависимости от количества каналов измерения нагрузки (один или два), типов применяемых датчиков, места расположения крана, необходимости применения дополнительной звуковой и световой индикации и др. факторов, которые необходимо учитывать при заказе ограничителя.

Для кранов мостового типа, которые необходимо оснащать регистраторами параметров, предназначены ограничители грузоподъемности ОГШ-2.2, ОГШ-2.7И, ОГШ-2.10И, ОГШ-2.10Ц.

ограничители грузоподъемности

Классификация ограничителей типа ОГШ

Встроенные регистраторы параметров указанных ограничителей соответствуют всем требованиям нормативных документов (РД 10-382-00, РД 10-399-01, 399-5ИТТ, РД-СМА-001-03). Запись и обработка информации регистратора осуществляется посредством специального программного обеспечения, поставляемого в комплекте с ограничителем. Программное обеспечение позволяет автоматически сформировать, заполнить и распечатать протоколы, соответствующие РД-СМА-001-03.

Ограничитель ОГШ-2.2 предназначен преимущественно для кран-балок, электроталей и мостовых кранов с одной лебедкой, работающих на объектах использования атомной энергии. Их конструкция выполнена в соответствии с требованиями РД ЭО 0517-2004. Это наиболее простой вид ограничителя с регистратором, он не имеет панели индикации.

При выборе других моделей приборов в первую очередь нужно установить необходимость цифровой (индекс Ц) или достаточность светодиодной (индекс И) индикации нагрузки, показывающей загрузку крана с шагом 20% от номинального значения грузоподъемности крана. Для динамичных кранов, например грейферных, магнитных, штыревых и т.д., имеющих группу классификации режима А7-А8 и класс использования не ниже U5,  применение цифровой индикации не имеет смысла, т.к. нагрузка на кран существенно меняется в течение рабочего цикла. На кранах, работающих с крюком, литейных и пр., где необходимо оценить вес поднимаемого груза, целесообразно применять ограничители с цифровой индикацией нагрузки (ОГШ-2.10Ц). Следует иметь в виду, что ограничитель грузоподъемности не должен использоваться в качестве весов!

ограничители грузоподъемности

Ограничитель грузоподъемности ОГШ-2.7И

 Кроме того, следует определиться с конкретной моделью ограничителя, рассмотрев их технические возможности с точки зрения использования в реальных условиях эксплуатации. Так, ограничители ОГШ-2.7И применяются на большинстве кранов с кабельным и троллейным питанием при условии обеспечения бесперебойного питания. Если условия эксплуатации не позволяют гарантировать бесперебойное питание (в запыленных цехах, на открытом воздухе, при плохом качестве токоподвода и т.п.), то  эти приборы применять не рекомендуется; предпочтение следует отдать ограничителям ОГШ-2.10, имеющим более мощный блок питания.

Важно правильно выбрать тип датчиков и места их установки. Специалисты при выборе типа датчиков руководствуются следующими принципами:

·         датчик не должен быть слабым звеном в силовой цепи грузоподъемного механизма:

·         при замене или ремонте датчика время его монтажа и демонтажа должно быть минимальным;

·         при демонтаже датчика кран должен остаться работоспособным.

Во всех случаях выбранный датчик и способ его установки должны обеспечивать получение достоверной информации о весе поднимаемого груза!

В зависимости от места установки датчики могут воспринимать нагрузку в канате (подвижном или неподвижном), на опоре барабана грузовой лебедки и на обводных блоках (при их наличии).

 Контроль нагрузки в канате дает достаточно точную информацию о весе поднимаемого груза с учетом некоторых потерь на трение в канатно-полиспастной системе, которая при небольшой кратности запасовки (2-4) не превышают ±1-2%, что допустимо. При большей кратности полиспаста (6-8) потери возрастают, ошибка может достичь ±4–6% и более, что можно считать допустимым для ограничителя грузоподъемности, но недопустимо для цифрового индикатора нагрузки, показания которого будут меняться при подъеме и опускании груза. В этом случае целесообразно отказаться от цифрового индикатора и ограничиться светодиодным.

При контроле усилий на опоре барабана, помимо основной нагрузки, пропорциональной весу груза,  могут дополнительно появляться паразитные нагрузки, обусловленные несоосностью оси барабана и редуктора, потерями в подшипнике опоры барабана, смещением канатов при навивке на барабан и т.д. Установка датчиков под опору барабана с этой точки зрения нежелательна, но для грейферных кранов она является единственно возможной.

 Наиболее достоверную информацию можно получить при контроле нагрузки на обводных блоках. В этом случае потери в канатно-полиспастной системе практически не влияют на точность результата контроля. Многие  изготовители кранов, применяющие ограничители типа ОГШ, уже перешли на этот способ контроля нагрузок.

 В ряде случаев применение общепринятых способов установки не представляется возможным, особенно на кранах большой грузоподъемности (100 т и более). Специально для таких случаев разработан датчик деформации ДДН-140, который устанавливается в тех зонах металлоконструкции крана, где напряжения про­пор­циональны массе груза на крюке.

 Ограничители с датчиками этого типа были установлены и успешно эксплуатируются  на мостовых кранах грузоподъемностью 400 т («ОМЗ-Спецсталь», г. Колпино), на кране грузоподъемностью  400/150 т  («Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск), на портальных кранах, принадлежащих ОАО «Северсталь» (г. Череповец) и др.

Краны портального типа оснащаются ограничителями ОГШ-3.8И и ОГШ-3.9Ц. Ограничитель ОГШ-3.8И предназначен для портальных кранов с постоянной грузоподъемностью с одной или двумя лебедками, работающими совместно или раздельно. Возможно применение ограничителя ОГШ-3.8И на кранах с грузовой характеристикой со ступенчатым изменением грузоподъемности в одной точке (при помощи концевого выключателя).

 Ограничители грузоподъемности ОГШ-3.9Ц предназначены в основном для монтажных портальных кранов с переменной грузовой характеристикой. Особенностью ограничителя ОГШ-3.9Ц является применение датчика угла наклона стрелы, специально разработанного для установки на портальные краны с переменной грузоподъемностью.

 При установке датчиков усилия на портальные краны, находящиеся в эксплуатации, как правило, используется имеющаяся на кране рычажная система ограничителя грузоподъемности с установкой новых тензометрических датчиков усилия  S-образных или сжатия, или специально разработанных датчиков.

Ограничитель  грузоподъемности ОГШ-4 для кранов-трубоукладчиков полностью базируется на проверенных конструктивных решениях ограничителей ОГШ-1, ОГШ-2, ОГШ-3. В частности, блок микропроцессорный полностью заимствован с ОГШ-2.10Ц, за исключением обозначений на передней панели индикации. В качестве датчика усилия применена тензоось со встроенным преобразователем цифровых сигналов, датчики угла наклона крана и стрелы заимствованы от ОГШ-3.9Ц.

Особенности эксплуатации данного вида подъемного оборудования обусловили его конструктивные отличия. Большое внимание при разработке новой комплектации  ограничителя было уделено защите его элементов от механических повреждений при работе крана и его транспортировке.

При разработке программного обеспечения ограничителя ОГШ-4 основное внимание было уделено  удобству настройки ограничителя после  его монтажа на кране. Программа выполнена таким образом, что все параметры крана, в т.ч. и грузовая характеристика, задаются заранее, калибровка датчика усилия производится при его изготовлении с использованием специального нагрузочного устройства. Таким образом, после монтажа на кране ограничитель не требует настройки с применением контрольных грузов.

Программное обеспечение ограничителя ОГШ-4 предусматривает работу как отдельного крана, так и в колонне со снижением его грузоподъемности.

В перспективе ЗАО «ИТЦ «КРОС» планирует дальнейшее расширение линейки ограничителей типа ОГШ. 

Технический директор

ЗАО «ИТЦ «КРОС»

Юрий Федорович Тимин, к.т.н.

Зам. технического директора

Михаил Валентинович Корников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.