Транспортные коридоры Республики Казахстан

Казахстан должен стать частью мировой

транспортно-коммуникационной системы,

что потребует от нас опережающего развития

всей транспортной инфраструктуры страны.

Президент Республики Казахстан

Назарбаев Н.А.

Казахстан, как известно, является девятым по величине территории государством в мире. Находясь в сердце евразийского континента на стыке рубежей Европы и Азии, наша страна обладает высоким транзитным потенциалом.

Учитывая рост объема грузопотоков между крупным производителем Китаем и значительным потребителем Европой в период преодоления последствий мирового кризиса, основной целью транспортной политики Казахстана остается дальнейшее создание евразийского трансконтинентального моста.

Располагая комплексом сетей автомобильных и железных дорог, воздушными трассами, а также стратегически важным портом в г. Актау на Каспийском море, Казахстан способен реализовать имеющийся национальный транзитный ресурс для обеспечения бесперебойного евразийского транспортного сообщения.

Принимая во внимание потенциально ведущую роль нашей страны в развитии евразийского транспорта, мы активно участвуем в мировых интеграционных процессах с целью укрепления международного и регионального торгово-экономического сотрудничества.

На сегодняшний день через территорию Казахстана проходит 6 автомобильных, 9 железнодорожных и 4 воздушных коридора международного значения.

Принимая во внимание удобное географическое расположение, а также актуальность возрождения исторического Великого Шелкового пути в новом формате, Казахстан прилагает все усилия для создания трансконтинентального транспортного соединения между Европой и Азией.

В настоящее время в республике успешно реализуется отраслевая Программа по развитию транспортной инфраструктуры на 2010-2014 гг. Основными задачами Программы определены:

— создание современной, перспективной национальной транспортной инфраструктуры;

— развитие и эффективное использование транзитного потенциала.

В целях достижения поставленных задач в данной отрасли реализуется ряд инфраструктурных проектов.

В железнодорожной отрасли идет реализация двух больших проектов. Первый проект – это железная дорога «Узень – госграница с Туркменистаном», входящая в состав международного транзитного коридора «Север-Юг». Местом реализации проекта является Мангистауская область. Протяженность линии составляет 138 км. Линия будет проходить на юг в направлении прикаспийских провинций Ирана по маршруту Узень — Горган (Узень — Кызылкая — Берекет — Этрек – Горган) и на север для состыковки с системой российских железных дорог, создавая сквозной коридор Европа — Прикаспий — Персидский залив. Реализация проекта позволит сократить расстояние перевозок на 600 км, а также обеспечить спрос на железнодорожные перевозки со стороны крупных предприятий нефтегазовой, металлургической отраслей промышленности республики. Проект будет завершен концу 2011 г.

Железная дорога «Коргас – Жетыген» откроет второй пункт перехода с Китаем, позволит организовать перевозки из Китая в Центральную Азию, Иран, Западную Европу и закавказские республики. Эта линия сократит расстояние в направлении Азия – Европа на 500 км. Проект реализуется в Алматинской области и будет завершен в текущем 2011 г. Протяженность линии составляет 298,4 км. Ожидаемый объем перевозимых грузов по участку составит около 23 млн т к 2025 г.

В автодорожной отрасли ведется реализация мегапроекта по реконструкции международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Коридор начинается в Санкт-Петербурге, проходит через Москву, Казань, Оренбург, Актобе, Кызылорду, Шымкент, Тараз, Алматы, Хоргос и завершается в китайском порту Ляньюньган. Маршрут составляет 8445 км (в том числе по территории Казахстана – 2787 км, соответственно подлежат реконструкции 2452 км дорог). Проект позволяет сократить время транспортировки грузов из Китая в Европу почти в 3,5 раза по сравнению с морским путем, т.е. с 40 дней водного пути до 10 дней сухопутного.

В 2005 г. под эгидой Международного союза автомобильного транспорта был проведен первый демонстрационный пробег (автокараван) по маршруту Пекин – Хоргос – Астана – Москва – Рига – Вильнюс – Берлин – Брюссель. По завершению демонстрационного пробега была наглядно подтверждена реальная возможность освоения автомобильных перевозок из Китая в Западную Европу. Поэтому в современном представлении идея возрождения Шелкового пути значительно шире понятия реанимации исторических маршрутов. Эта идея по существу является концепцией о создании нового эффективного евразийского транспортного коридора, предусматривающего использование современных транспортных средств, интеллектуальных транспортных систем, эффективных перевозочных технологий и рациональной трассировки маршрутов.

В августе 2009 г. Глава государства Н. Назарбаев дал старт реализации мегапроекта, а его завершение планируется к 2013 г. Ожидается, что через 10 лет объем грузоперевозок через территорию Казахстана увеличится в 2,5 раза.

Для поддержания данных проектов в стране активно формируются торговые, многофункциональные, транспортные логистические центры, в частности, в городах: Актобе — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Алматы — Хоргос, через которые проходит коридор «Западная Европа – Западный Китай».

Первым крупным прорывным проектом в сфере развития логистики является создаваемая на границе с Китаем Специальная экономическая зона (СЭЗ) «Хоргос – Восточные ворота», которая будет работать по принципу «сухого порта» как транспортно-логистический комплекс. Уже функционирует Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Данная СЭЗ будет крупнейшим торгово-логистическим каркасом в качестве «транзитного моста», соединяющего Азию и Европу. Проект открывает новые возможности для расширения международной торговли и предполагает формирование территории безвизового посещения в течение 30-ти дней граждан не только Казахстана и Китая, но также и других стран.

Фактически МЦПС «Хоргос» — это современный город, где будут размещены выставки товаров, производимых как в Китае, так и в Казахстане. В недалекой перспективе предприниматели из зоны Таможенного союза смогут найти на территории этого города, раскинувшегося на более чем 500 га, интересующие товары, проводить встречи-переговоры, заключать взаимовыгодные сделки. Здесь будут построены гостиницы, рестораны, выставочные комплексы, парки развлечений, этнографическая китайская деревня и казахский аул. И здесь же, в СЭЗ, будут располагаться соответствующие современные производства, ориентированные на экспорт товаров по всем географическим направлениям, что непременно вызовет огромный интерес деловых кругов, туристов из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Наряду с этим сегодня в транспортной отрасли Казахстана созданы благоприятные условия для работы иностранных компаний, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, а именно — в реализации ряда инфраструктурных проектов Казахстана на концессионной основе.

Практикуемый в более чем 100 стран мира механизм реализации проектов на концессионной основе в Казахстане впервые был применен в транспортной отрасли. В 2006 г. был принят Закон «О концессиях», а в 2008 г. был реализован первый «пилотный» проект в железнодорожной отрасли – построена новая линия «Шар – Усть-Каменогорск», а затем линия электропередач «Северный Казахстан — Актюбинская область», а также терминал в аэропорту г. Актау.

Получив первый опыт реализации проекта на концессионной основе, был выявлен ряд важных моментов, на основании которых оптимизировано действующее законодательство, в частности, предусмотрена возможность компенсации государством затрат концессионера при объективном снижении конъюнктуры (интенсивности движения и т.п.), а также софинансирования на период строительства.

По мнению экспертов ЕБРР, данный закон «О концессиях» является наиболее прогрессивным среди стран СНГ и Европы.

В текущем 2011 г. запланировано начало реализации еще 5 проектов в автодорожной отрасли с привлечением частных инвестиций, в том числе и иностранных.

Инвестиционные проекты:

1) реконструкция участка «Астана — Караганды» (протяженность – 238 км, I тех. категория с 4-х полосным движением, стоимость – $895 млн);

2) реконструкция участка «Алматы – Капшагай» (протяженность – 104 км, I тех. категория с 4-х, 6-ти полосным движением, стоимость – $429 млн);

3) реконструкция участка «Ташкент – Шымкент – гр. Жамбылской области» (протяженность – 209,3 км, I тех. категория с 4-х полосным движением, стоимость – $818 млн);

4) внедрение интеллектуально-транспортной и платежной системы (ИТПС) и эксплуатации участка «Астана – Щучинск» (протяженность – 237 км, I тех. категория с 6-ти полосным движением, стоимость устройства ИТПС – $137,3 млн);

5) реконструкция участка Алматы – Хоргос (протяженность —

301 км (I-ой категории в 4-ре полосы движения). Стоимость реконструкции (по ТЭО) – 169 млрд тенге.

Одним из ключевых направлений отраслевой Программы по развитию транспортной инфраструктуры Республики Казахстан на 2010-2014 гг. является обеспечение безопасности на транспорте.

В этой связи внедрение новых прогрессивных технологий, совершенствование транспортной системы с использованием современных методов и форм контроля – наиболее актуально. В данном аспекте хотелось бы отметить, что наша сторона предпринимает всевозможные меры по внедрению и применению признанного опыта.

В рамках Европейского соглашения, касающегося работы экипажа транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, 1970), внедряются стандарты Евро на топливо, с целью улучшения экологической безопасности на территории страны. Кроме того, при поддержке ряда европейских государств в Казахстане повсеместно внедряются системы цифрового тахографа на автотранспортных средствах, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и национальной базы данных, интегрированной в международную систему TACHOnet.(Тахографы – это приборы, регистрирующие скорость движения, пройденный путь, режим труда и отдыха водителя.)

Для повышения эффективности транзитных перевозок по территории Республики Казахстан и обеспечения безопасности транспортировки грузов разработана информационно-аналитическая система транспортной базы данных (ИАС ТБД). Она позволяет в режиме online прогнозировать нагрузки на транзитные коридоры и вести учет всех автотранспортных средств, занятых на международных перевозках. Также проводится работа по модернизации действующей системы взвешивания на стационарных постах путем ее автоматизации. В частности, внедрение технологии предварительного «взвешивания в движении» позволяет выявлять грузовые транспортные средства, движущиеся с нарушением правил эксплуатации.

Исторический опыт показывает, что глобальные торгово-транспортные системы, такие как Великий Шелковый путь в древности, являются фундаментом развития открытых и прозрачных отношений тесного партнерства, мира и согласия в евразийском пространстве.

Безусловно, в период глобализации именно развитие международных транспортных связей может стать необходимым катализатором межрегиональных и трансконтинентальных торгово-экономических отношений,

способствующих выводу экономик наших стран на новый уровень роста и процветания.

Материалы подготовлены по информации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и Торгового представительства РК в РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *