Экономика России: не наступить на те же грабли

2010 г. – это, прежде всего, выход из экономического кризиса. Устояла кредитно-банковская система, рост промышленности обошел рост валового внутреннего продукта. Но при всей положительной динамике остается опасность продолжения развития экономики России по докризисной модели.

Ошибок было много

С одной стороны, ориентация на поддержку крупных сырьевых предприятий в докризисный период давала рост ВВП и способствовала благосостоянию жителей России. Но этот путь крайне опасен: тогда Россия представляла собой страну, 40% ВВП которой создавалось за счет экспорта сырья, а внешний корпоративный долг достиг $500 млрд. Практически все длинные деньги, полученные бизнесом в виде кредитов, имели зарубежное происхождение. Антикризисные меры, удержавшие от обвала российскую банковскую систему, помогли экономике и предотвратили социальный взрыв: в банках находились миллиардные вклады населения.

Но наша банковская система как тогда, так и сейчас неповоротлива и уступает западным конкурентам. Доходов от высоких мировых цен на нефть хватило на полгода, производство почти встало: наибольший спад был уже к концу 2008 г. в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении.

В результате постоянного дефицита инвестиций мы не только попали в зависимость от притока иностранного капитала, но и от импорта потребительских товаров, и машин, и оборудования. Сейчас сказывается результат предкризисной экономической политики: нового машинного оборудования производят у нас в восемьдесят раз меньше, чем в Японии, в тридцать раз меньше, чем в Китае. Вообще итог шестнадцати лет предкризисного развития страны во многом плачевен: сократилось на 6 млн. человек население, а при росте среднего уровня жизни усилилось его расслоение по доходам. Почти в два раза сократилось число дошкольных учреждений, зато армия чиновников увеличилась на 70%. С 1992 по 2008 г. на 40% сократилось число организаций, выполняющих научные исследования. Число сотрудников в них уменьшилось на 50%. С 7,5 до 12,5% увеличились полностью изношенные основные фонды предприятий.

Сейчас, чтобы отказаться от сырьевой зависимости, надо менять приоритеты. Докризисная модель даже в условиях высоких цен на экспортируемое сырье не решает задачи изменения структуры, технико-технологического обновления российской экономики. В США, Канаде, странах Западной Европы, Японии, Южной Корее, Китае и Индии именно сейчас возросли вложения в НИОКР, в образование, в здравоохранение. Так, общие расходы на НИОКР России составляют лишь 1% ВВП, а в США – 2,7%, в Японии, Швеции, Израиле – от 3,5 до 4,5% ВВП. Научно-техническое отставание России сделает ее лишь сырьевым придатком мировых держав, и не только традиционных, но и Китая.

…Плюс модернизация всей страны

То, что модернизация (с учетом мировых достижений в экономике, в политике, в общественном и государственном устройстве) необходима, понятно уже всем. Вопрос – как на деле ее проводить? Как избежать ошибок и всеобщего недовольства, добиться эффективности? По мнению Е.М. Примакова, президента ТПП РФ, академика РАН, которое он высказал 13 января 2011 г. в Центре международной торговли на заседании «Меркурий-клуба», надо учитывать следующее:

1. Перевод экономики на инновационные рельсы нельзя провести методом единичных научно-технологических прорывов, без мощной конкурентоспособной промышленности. При переходе к постиндустриальному обществу необходимо восстановить в России индустрию на сугубо современной основе.

2. Модернизация в экономике не может осуществляться изолированно, без демократизации общественной жизни. Для этого надо устранить массу недостатков: например, до сих пор не обрела независимость судебная система. Законодательная власть, как правило, беспрекословно выполняет волю руководства. Кроме того, политическая конкуренция почти отсутствует, что не способствует полноценному законодательному процессу. В СМИ можно критиковать руководство, но при этом сохранен контроль, что особенно чувствуется в сюжетах госканалов ТВ, где говорят о том, что выгодно властям.

3. Однако демократизация не есть путь к ослаблению государства. Порядок, устойчивость, стабильность и безопасность нужны как никогда. Модернизация не сможет успешно проходить в условиях ослабления силы закона. Но сильное государство – не значит авторитарное (тоталитарное) правление. Для модернизационного рывка в России должна быть сильная государственная власть плюс демократизация, которая направляет эту власть на служение интересам народа.

4. Хотя без демократизации невозможна модернизация экономики, проводить политическую модернизацию вначале не следует. Начав модернизацию, надо одновременно обеспечить защиту человека и его собственность от произвола, установить верховенство Закона, обязательного для всех, и независимость правосудия.

5. Модернизация, призванная вывести Россию на уровень производительных сил, не должна означать слияние с Западом. Существует близкая, но несколько иная идеология выбора Европейского союза в качестве единственного союзника в деле модернизации, что противопоставляется всем остальным направлениям, в том числе Китаю.

6. Модернизация не должна проходить в отрыве от всего остального мира. На процесс модернизации в нашей стране должна воздействовать российская политическая культура, но нельзя полагать, что она способна определять основные черты этого процесса.

7. Идеология модернизации не должна быть зависима от того или иного человека, каким бы способным этот политический лидер не был. Должна быть единая команда стратегов с разными подходами, принимающая в итоге верные решения.

Вместе весело шагать?

В новых посткризисных условиях изменились отношения России и стран СНГ. От момента создания Союза отношения стран строились по принципу «центр-периферия», где России отводилась в основном роль поставщика дешевого сырья. При этом страны-участницы не использовали возможности интеграции, стараясь сохранить свой суверенитет. Такое сознательное дистанцирование ряда стран от России привело к тому, что сейчас появилась прекрасная возможность – строить взаимные отношения в СНГ по международным правилам и в соответствии с мировой практикой.

Учитывая это, следует повышать эффективность существующих объединений с участием России, делая при этом упор на экономику. Потенциальных партнеров для евразийской интеграции у России всего два – Белоруссия и Казахстан. Таможенный союз и дальнейшее формирование общих рынков товаров и услуг поможет взаимовыгодной интеграции. Она должна дополняться сохранением единого культурного, образовательного и научно-технического пространства. Параллельно с этим стоит разрабатывать подходы к созданию единого экономического пространства (ЕЭП) с наиболее заинтересованными и экономически состоятельными партнерами. Но проект ЕЭП следовало бы понимать не как дублирующую ЕврАзЭС межгосударственную организацию (типа существующего проекта «ЕЭП четверки»), а как модель слияния рынков, что более всего отвечает интересам бизнеса в странах СНГ. Здесь упор в практической работе важно сделать на возможности свободного перелива капиталов, перекрестных инвестиций в производственные и инфраструктурные объекты.

В 2010 г. объем внешнеторговых операций государств-участников СНГ по сравнению с 2009 г. возрос на 3%. Увеличение внешнеторгового оборота в 2010 г. происходило как за счет увеличения средних цен, так и физического объема товаров. Согласно оценкам специалистов, средние экспортные цены по государствам-участникам СНГ возросли по сравнению с 2009 г. на 21%, импортные – на 5%, физический объем экспорта и импорта увеличился на 9 и 25% соответственно.

В 2010 г. внешнеторговый оборот государств-участников СНГ (без учета Туркменистана и Республики Узбекистан) составил $933,6 млрд. При этом экспорт составил $559 млрд, что выше уровня 2009 г. на 31%, импорт – $374,4 млрд, что выше уровня 2009 г. на 30%.

По сравнению с 2009 г., прирост внешнеторгового оборота товарами отмечался во всех государствах-участниках СНГ: в Азербайджане он составлял 34%, Армении – 19%, Беларуси – 20%, Казахстане – 24%, Кыргызстане – 6%, Молдове – 19%, России – 33%, Таджикистане – 8% и Украине – 32%.

Сальдо торгового баланса сложилось положительным в размере $184,8 млрд (в 2009 г. – $137,1 млрд). Положительное сальдо торгового баланса сложилось в Азербайджане, Казахстане и России. В остальных государствах-участниках СНГ сальдо торгового баланса сложилось отрицательным.

На долю России пришлось 67% общего товарооборота государств-участников СНГ, Украины – 12%, Казахстана – 9%, Беларуси – 6,5%, а на долю других государств-участников СНГ от 0,4 до 3% общего товарооборота.

Объем взаимной торговли в 2010 г. составил $203,7 млрд, что выше уровня 2009 г. на 29%, в том числе экспорт – $103,6 млрд (увеличение на 31%), импорт – $100,1 млрд (на 27%).

Сальдо торгового баланса сложилось положительным – $3,4 млрд. При этом отрицательное сальдо торгового баланса во взаимной торговле сохранялось в государствах, кроме России, в которой положительный торговый баланс с государствами-участниками СНГ составил $28,1 млрд.

В ряде государств СНГ (Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан и Молдова) отрицательное сальдо торгового баланса во взаимной торговле уменьшилось.

Внешнеторговый оборот с государствами-участниками СНГ в Азербайджане увеличился на 36%, Армении – на 14%, Беларуси – на 23%, Казахстане – на 14%, Кыргызстане – на 1%, Молдове – на 15%, России – на 33%, Таджикистане – на 3% и Украине – на 37%.

Экономика России в цифрах

Темпы роста ВВП в I квартале текущего года в целом соответствовали плановым значениям, заложенным в правительственном прогнозе. По итогам квартала рост ВВП составил 4,5%, тогда как МЭР в опубликованных в апреле «Сценарных условиях социально-экономического развития в 2012-2014 гг.» прогнозирует годовой рост 4,2%.

По оценке экспертов «РИА-Аналитика», рост ВВП по итогам года составит не менее 5%. К тому есть все предпосылки – и, прежде всего, это высокая цена нефти. Динамика ВВП в первой четверти 2011 г. соответствовала динамике нефтяных цен. Учитывая временной лаг между двумя этими показателями, можно ожидать, что в мае-июне темпы роста ВВП ускорятся, так как наблюдалось резкое ускорение нефтяных цен в феврале и особенно в марте. Вполне возможно, что темпы роста ВВП достигнут к концу I полугодия 5-6% в годовом сравнении.
Одной из главных проблем российской экономики в начале 2011 г. стала динамика инвестиций. По сравнению с I кварталом прошлого года, спад инвестиций в основной капитал составил 1,5%. Тем не менее можно ожидать, что этот показатель в последующие месяцы выйдет на положительную динамику. В стране продолжается выполнение масштабных госпроектов (Сочи-2014, АТЭС-2012 и др.). Энергетические компании собираются за год ввести в эксплуатацию в 3 раза больше мощностей, чем в прошлом году. Многие крупнейшие предприятия других отраслей объявили о масштабных инвестиционных планах.

Негативное влияние на экономическое развитие страны в первом квартале оказал и сравнительно слабый потребительский спрос, что, в свою очередь, в немалой степени было обусловлено снижением доходов населения. Темп роста розничного рынка сейчас сопоставим с темпами роста ВВП (на 4,7% по сравнению с I кварталом прошлого года). Это свидетельствует об отсутствии перегрева в данном секторе экономики, подобного тому, который наблюдался в преддверии кризиса, когда темпы роста розничной торговли в 2-3 раза превосходили темпы роста ВВП.

Основным фактором снижения доходов населения в первом квартале стала высокая инфляция. Сильнее всего они снизились именно в январе, когда рост цен на потребительском рынке достиг рекордного значения. Также на динамику этого показателя могло повлиять увеличение страховых выплат. Часть работодателей в новых условиях могли вернуться к практике занижения официальных зарплат.
По мнению экспертов «РИА-Аналитика», динамика доходов населения и розничной торговли будет постепенно улучшаться. В данном случае положительную роль сыграет фактор предвыборного года и связанное с ним увеличение социальных расходов бюджета. Кроме того, правительству в конце I квартала удалось существенно ослабить инфляцию.

Одним из главных локомотивов роста российской экономики в первой четверти 2011 г. стала промышленность. Правда, и в этом секторе также наблюдается замедление роста – с 6,3% в декабре прошлого года до 5,3% в марте текущего года. По итогам квартала рост составил 5,9%. Отчасти замедление роста можно объяснить высокой базой прошлого года – в I квартале 2010 г. рост промышленного производства составил 9,5%. Также низкий результат можно объяснить более теплой по сравнению с прошлым годом зимой, что привело к существенному спаду производства в электроэнергетике в январе. По этой же причине немного сократился внутренний спрос на энергоносители, что вызвало снижение темпов роста в добывающем секторе.

Наивысшие темпы роста в промышленности сохраняются в обрабатывающем секторе, где безоговорочным лидером является транспортное машиностроение. Здесь на общую статистику положительное влияние продолжает оказывать программа утилизации старых автомобилей, которую, как известно, решено продлить до конца года.

На волне роста сырьевых цен продолжается увеличение российского экспорта. Однако важно, что импорт растет в два раза быстрее экспорта. По итогам I квартала импорт товаров в Россию увеличился на 40,9%, а экспорт – на 22,1%. Быстрый рост импорта наблюдается, в основном, за счет увеличения поставок оборудования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.