Технологические радиосети обмена данными на железнодорожном транспорте

В настоящее время широкое распространение в системах связи, обеспечивающих работу железнодорожного транспорта, получили перспективные средства связи стандартов GSM-R и TETRA. Оба эти стандарта имеют свои неоспоримые преимущества и недостатки. Это является одной из причин того, что, например, на территории Европы в настоящее время в интересах обеспечения железнодорожных перевозок продолжают эксплуатироваться более 30 других систем связи, а процесс интеграции предусматривает поддержку действующих национальных систем.

С целью сравнительной оценки технических возможностей систем связи различных стандартов на железнодорожном транспорте в ОАО «РЖД» был создан опытный участок на отрезке Екатеринбург — Камышлов протяженностью 153 км, на котором были развернуты две сети: GSM-R и TETRA. По результатам проведенных испытаний российские технические эксперты пришли к выводу, что обе системы имеют право на жизнь и у каждой есть свои преимущества и недостатки, поэтому каждая из систем должна использоваться в приложениях, в которых ее преимущества проявляются наиболее полно.

Средства связи этих стандартов должны интегрироваться с существующими системами аналоговой и цифроаналоговой радиосвязи, работающими в диапазонах частот 2 и 160 МГц, и иметь единую систему мониторинга и администрирования радиосетей, что предъявляет дополнительные требования к стандартизации аппаратуры связи и применению в их составе типовых интерфейсов.

По оценке ведущих специалистов отрасли, в вопросах, касающихся обеспечения безопасности движения поездов, необходимо в максимальной степени ориентироваться на частотные ресурсы, выделенные непосредственно для нужд ОАО «РЖД».
Выбор частотных ресурсов для каждой из систем должен определяться с учетом электромагнитной совместимости (ЭМС) радиосвязи различных систем управления, высоким уровнем надежности каналов передачи данных, а также требований систем управления по объемам и скорости передачи данных.

С учетом этих требований рекомендовано ориентироваться на следующее примерное распределение частотного ресурса для построения систем управления движением:

  • 2 МГц — резервирующий радиоканал систем управления соединенных и тяжеловесных поездов;
  • 160 МГц — радиоканалы систем управления соединенных и тяжеловесных поездов, станционных систем передачи данных на малодеятельных участках, резервирующий канал при использовании в системах управления радиосетей общего пользования;
  • 460 МГц (система ТЕТRА) — системы управления маневровыми локомотивами на станциях;
  • 900/1 800 МГц — система GSM-R, обеспечивающая поездную радиосвязь и системы интервального регулирования движения поездов на скоростных и высокоскоростных участках;
  • 1 800, 2 400 МГц (системы DECT, WiFi, WiMAХ) — станционные высокоскоростные сети передачи данных для информационно-управляющих систем, организации видеонаблюдения.

Таким образом, в составе системы связи ОАО «РЖД» применяются и планируются к дальнейшему использованию средства связи и обмена данными, функционирующие практически во всем доступном диапазоне радиоволн, а наиболее актуальными являются технические решения, обеспечивающие надежный обмен данными между стационарными пунктами управления и подвижным составом.

Ограничения систем связи стандартов GSM-R и TETRA по обмену данными

Наиболее актуальное требование к современной системе связи — обеспечение эффективного обмена данными. Системы связи GSM-R и TETRA изначально создавались как многоканальные «голосовые», предусматривающие обмен речевыми сообщениями между значительным количеством абонентов в географических зонах с высокой плотностью населения, и для решения этой задачи они являются лучшим на сегодняшний день решением.

Однако обмен данными предъявляет несколько иные требования к средствам связи, более того, эффективность адаптированной для передачи данных системы «голосовой» связи серьезно зависит от характера и передаваемых данных.

Реализованные в современных «голосовых» средствах связи принципы работы, направленные на их оптимизацию в части голосовой связи, во многом являются серьезным ограничением при обмене данными. Например, в транковой системе отсутствует жесткое закрепление канала между абонентами на весь период установления связи. С этой целью в такой системе используются служебный и группа информационных каналов. Запрос на доступ к информационному каналу, по которому производится речевой обмен, принимается по служебному каналу связи. При получении запроса от абонента система автоматически находит свободный информационный канал и предоставляет доступ к нему. Если один канал в системе уже занят, а другая группа абонентов пытается установить связь, то система автоматически предоставит второй канал в их распоряжение. Относительно быстрая смена каналов связи для одних и тех же абонентов в процессе сеанса связи позволяет использовать паузы в переговорах одной группы абонентов для обеспечения связью другой. В результате при прочих равных пропускная способность у транковой системы при обмене голосовыми сообщениями оказывается в разы выше, чем у обычной (конвенциональной) системы «голосовой» связи.

В настройках транковых систем предусмотрена дополнительная задержка после завершения передачи очередного «голосового» сообщения, длительность которой может составлять до нескольких секунд. Это позволяет удержать активных абонентов на одном канале и снизить нагрузку на служебный канал, связанную с переводом абонентов между информационными каналами.

Такие прекрасные технические решения для голосовой связи оказываются абсолютно неэффективными при обмене данными. «Голосовые» сообщения имеют существенно большую длину (продолжительность при передаче) по сравнению с данными. Если возникающие при выделении абоненту информационного канала задержки являются практически незаметными при переговорах, то для системы обмена данными они оказываются неприемлемыми. Например, в транковых системах задержка в предоставлении доступа к каналу связи составляет не менее 300 мс (это лучший показатель), а в GSM-R — до нескольких секунд. За это время в конвенциональной системе может быть передано от нескольких до нескольких десятков коротких сообщений.

Серьезным ограничением является и пропускная способность служебного канала. В случае с «голосовыми» сообщениями интенсивность поступления запросов в служебный канал относительно невысока – активность работы абонентов учитывается при проектировании радиосети и реально поддерживается на низком уровне в повседневной обстановке. Возрастание интенсивности работы в аварийных ситуациях может компенсироваться за счет предоставления более высоких приоритетов отдельным группам абонентов за счет других. В случае с передачей данных интенсивность поступления запросов оказывается, как минимум, на порядок выше, и служебный канал объективно не в состоянии с ними справиться. Выделение дополнительного служебного канала за счет сокращения числа информационных оказывается также неэффективным. В аварийных ситуациях, как правило, отсутствует возможность предоставления приоритета одному элементу АСУ за счет другого, поскольку это приводит к срыву нормальной работы последнего. Таким образом, пропускная способность служебного канала в случае использования транковой системы для обмена данными оказывается критическим ограничением.

Существенным недостатком сетей GSM-R (как и обычных сотовых радиосетей, использующих обмен данными по протоколам GPRS и EDGE) является недетерминированная задержка в доставке данных. Работа значительной части АСУ настраивается с учетом времени, необходимого на передачу запросов и получение ответов на эти запросы. Чем меньше допустимые предельные значения параметров доставки сообщений, тем эффективнее работа АСУ. В случае использования для обмена данными радиосетей  GSM-R параметры предельно допустимых задержек при доставке сообщений приходится увеличивать, снижая тем самым эффективность работы АСУ.

Возможность использования единой радиосети (а следовательно, и единого радиочастотного ресурса) для обмена «голосовыми» сообщениями и данными может рассматриваться как серьезное преимущество в радиосетях общего пользования. Однако в технологических радиосетях такое решение оказывается принципиально неприемлемым: работа АСУ требует строго детерминированного потока данных и задержек, а обеспечить выполнение этого требования при наличии «голосового» потока невозможно – любой абонент будет говорить столько, сколько посчитает нужным, и тогда, когда ему это потребуется. Практический опыт показывает, что относительно высокая надежность такой радиосети может быть достигнута, если для передачи данных требуется не более 15% пропускной способности всей сети и только при отсутствии резких «всплесков» в объеме «голосовых» сообщений, что в принципе невозможно в ответственных технологических радиосетях.

Таким образом, эффективные технические решения по оптимизации голосовой связи в современных радиосетях стандартов GSM-R и TETRA оказались серьезным ограничением для этих систем в части обмена данными. Практический опыт показывает, что возможности обеих этих систем связи по обмену данными могут быть кардинально улучшены за счет интеграции в их состав специализированного конвенционального оборудования.

Возможности конвенциональных радиосетей по обмену данными

Перечисленные выше ограничения полностью отсутствуют в конвенциональных технологических радиосетях. Доступ к радиоканалу в таких радиосетях осуществляется напрямую, без использования промежуточного служебного канала, поэтому описанные выше задержки полностью отсутствуют.

Сравнительные данные о задержках при передаче данных в радиосетях TETRA, GSM-R и конвенциональных радиосетях представлены в Табл. 1.

Наименование параметра

Радиосеть GSM-R

Радиосеть TETRA

Конвенцио-нальная радиосеть

CSD

GPRS

real COM

GPRS

«клиент-сервер»

Средняя задержка в канале, мс

600

500

1300

>300

25

Минимальная/максимальная задержка в канале, с

500/900

300/1500

100/3900

>500

22,5/27,5

Заявленная скорость обмена данными, кбит/с

9,6

171,2

171,2

28,8

64

Средняя пропускная способность канала, кбит/с

8,168

5,152

4,904

Минимальная/макси-мальнаяпропускная способность канала, кбит/с

7,520/8,960

1,520/14,296

0,336/9,520

2,4/4,8

23,46/114,27

Анализ представленных в Табл. 1 данных показывает следующее: Для повышения объективности данных в Табл. 1 необходимо отметить, что замеры параметров работы радиосети GSM производились на конкретном сегменте сотовой сети связи конкретного оператора и в конкретный период времени. Эти данные могут отличаться в зависимости от текущей нагрузки на сеть сотовой связи. Обеспечение стабильности параметров функционирования такой радиосети в части пропускной способности может быть обеспечена только за счет выделения для обмена данными отдельных канальных и частотных ресурсов.

  • При работе в режиме CSD обеспечивается наиболее стабильный обмен данными, однако даже в этом случае разница между минимальным и максимальным значением пропускной способности составляет около 12%, а собственно скорость обмена данными относительно мала.
  • Разница между минимальным и максимальным значением пропускной способности при работе с использованием GPRS составляет около 94% и 280% для GPRS real COM и   GPRS «клиент-сервер», соответственно. Низкая стабильность данных показателей связана с одновременным использованием радиосети для обмена речевыми сообщениями, поток которых не может быть детерминирован.
  • Поскольку использование технологической радиосети связи стандарта TETRA предусматривается для подвижного приложения, в ней должны быть реализованы функции помехозащищенности. Номинальная скорость обмена данными в такой радиосети при обеспечении высокой помехозащищенности может составлять от 2,4 (один «тайм-слот») до 4,8 кбит/с (два «тайм-слота»). Использование для обмена данными большего количества «тайм-слотов» делает радиосеть неэффективной с точки зрения обмена «голосовыми» сообщениями, что является основной задачей такой радиосети.
  • В конвенциональной технологической радиосети обмена данными предусматривается только высокая помехозащищенность. Пропускная способность такой радиосети будет в значительной степени зависеть от применяемого встроенного метода сжатия данных, однако для одинаковых потоков данных и выбранных методов сжатия параметры стабильности пропускной способности будут неизменными на протяжении всей эксплуатации.
  • Даже при условии использования всех радиочастотных ресурсов («тайм-слотов») пропускная способность радиосетей GSM-R и TETRA в части обмена данными оказывается ниже по сравнению со специализированными конвенциональными радиосетями. Это отставание является системным и сохранится в перспективе.

Типовая структура технологической радиосети обмена данными на железнодорожном транспорте включает в себя сеть базовых станций (БС), устанавливаемых вдоль железнодорожного пути и соединенных каналами магистральной проводной или беспроводной связи с пунктами сбора данных и управления. Каждая БС обеспечивает связь с группой поездов, находящихся в ее оперативной зоне. В современной радиосети для железной дороги зоны соседних БС полностью перекрывают друг друга, в результате чего формируется единая оперативная зона с повышенной надежностью и живучестью. Переключение поездов на работу с соседней станцией («хэндовер») осуществляется автоматически. Учитывая, что рассматриваемое оборудование для конвенциональных радиосетей обмена данными использует открытый протокол TCP/IP, наращивание комплектов оборудования и создание многоканальных базовых станций в составе радиосети, равно как сопряжение с любой современной автоматизированной системой управления, не представляет трудностей.

Типовые схемы конвенциональной радиосети обмена данными на железнодорожном транспорте представлены на Рис. 1 и 2.

Рис. 1 Типовая схема конвенциональной радиосети обмена данными на железнодорожном транспорте с использованием оборудования ParagonPD+

  

Рис. 2 Типовая схема конвенциональной радиосети обмена данными на железнодорожном транспорте с использованием оборудования ParagonG3

 Принципиальным различием двух рассматриваемых схем является использование в первой из них последовательных интерфейсов, по которым каждая базовая станция ParagonPD+ подключается к многобазовому контроллеру MSC (Multi-site controller), выполняющему функции централизованного технического управления и сопряжения с взаимоувязанной сетью проводной связи и обмена данными ОАО «РЖД». Во втором случае применяется единый для всей конвенциональной технологической радиосети обмена данными интерфейс Ethernet и используется стандартное сетевое оборудование. Однако обе рассматриваемые схемы в полной мере удовлетворяют требованиям, установленным в «Белой Книге» ОАО «РЖД» и направленным на создание единого информационного пространства, интегрированного с информационными системами других видов транспорта и промышленности, а также иностранных железных дорог.

В настоящее время серийно выпускается оборудование для создания конвенциональных подвижных технологических радиосетей обмена данными в диапазонах 132-174, 215-240, 403-512, 700, 800 и 900 МГц.

Все выпускаемое оборудование имеет встроенные средства диагностики, обеспечивающие удаленный доступ к текущим данным о техническом состоянии, и использует открытые интерфейсы, включая широко применяемый протокол обмена данными TCP/IP, что позволяет эффективно и просто интегрировать их в Единую систему мониторинга и администрирования технологической связи ОАО «РЖД», а также в системы технологической связи промышленного железнодорожного транспорта и метро.

С точки зрения теории распространения радиоволн и с учетом протяженности российской сети железных дорог для организации поездной радиосвязи и системы интервального регулирования движения поездов на всех участках, включая скоростные и высокоскоростные, наиболее целесообразно использовать средства обмена данными, работающие в более низких, по сравнению с GSM-R, диапазонах волн, например 450 МГц. Понятно, что в этом случае число базовых станций, необходимых для покрытия заданной оперативной зоны, будет существенно меньше, по сравнению с количеством БС, работающих в диапазонах 900/1 800 МГц.

Следует учитывать, что при построении конвенциональных технологических радиосетей обмена данными на рассматриваемом оборудовании в качестве магистральных каналов связи для удаленного подключения базовых станций допускается применение любых каналов связи соответствующей пропускной способности, в то время как в радиосетях GSM-R и TETRA в качестве основных предусмотрено использование дорогостоящих каналов связи E1. В связи с этим развертывание инфраструктуры конвенциональных радиосетей оказывается в разы, а иногда и на порядок дешевле.

Увеличение скорости обмена данными и пропускной способности конвенциональной радиосети достигается не только за счет наращивания комплектов оборудования для обслуживания дополнительных каналов связи (как и в радиосетях GSM-R и TETRA), но и использованием оборудования с более широкой полосой пропускания. В настоящее время серийно выпускается комплект оборудования для работы в канале шириной 50 кГц (два соседних канала по 25 кГц) со скоростью обмена данными 128 кбит/с. Эффективность этого оборудования, производимого уже более четырех лет, оказывается несколько выше, чем у перспективной цифровой транковой системы связи и обмена данными TEDS – TETRA Enhanced Data System.

Таким образом, современные конвенциональные технологические радиосети обмена данными являются надежным средством обеспечение работы АСУ различного назначения на железнодорожном транспорте. Они позволяют существенно расширить и дополнить возможности внедряемых в настоящее время систем связи GSM-R и TETRA в части передачи информации о разрешенных параметрах движения поезда на локомотив, обеспечения надежности функционирования систем интервального регулирования с использованием радиоканала и средств спутниковой навигации, функционирования резервных каналов сбора данных и управления средствами железнодорожной автоматики и энергоснабжения. Результаты испытаний показали, что для подвижных автоматизированных систем управления, работающих в режиме времени, близком к реальному, такие радиосети были и реально остаются наиболее эффективным и практически единственным надежным решением.

Маргарян С.Ш., заместитель генерального директора, главный конструктор ЗАО «НПП «Родник»;

Саруханов В.А., генеральный директор ООО «НЦПР»;

Щелухин А.С., начальник лаборатории автоматических систем управления ОАО «НИИП».

117556, Москва, Нахимовский просп., д. 1, корп. 1.

тел.: +7(499) 613-70-01, +7(499) 613-26-88

факс: +7(499) 317-97-54

е-mail: info@rodnik.ru

http://www.rodnik.ru

Технологические радиосети обмена данными на железнодорожном транспорте: 33 комментария

  • 31.01.2018 в 16:26
    Permalink

    I just want to say I’m all new to blogging and absolutely enjoyed your blog. Very likely I’m planning to bookmark your blog post . You certainly come with incredible article content. Kudos for revealing your web site.

    Ответ
  • 03.02.2018 в 13:47
    Permalink

    Hello. I desired to decrease a quick term to express my personal many thanks. Ive already been following weblog for a month or so and also have acquired a ton of very good data as well as enjoyed the strategy you have organised your website. I’m attempting to operate my really individual blog nonetheless In my opinion it’s too common as well as I’ve to pay attention to a variety of more compact subjects. Becoming just about all problems to any or all people seriously isn’t all that its cracked as much as be

    Ответ
  • 05.02.2018 в 18:15
    Permalink

    Howdy, just turned into aware of your blog site via Google, and discovered that it is extremely useful. I am just going to be cautious for brussels. I should be thankful if you ever keep on this in the near future. Numerous persons could be benefited from your writing. All the best!

    Ответ
  • 06.02.2018 в 01:21
    Permalink

    Normally I don’t learn article on blogs, but I wish to say that this write-up very pressured me to take a look at and do it! Your writing style has been surprised me. Thanks, quite great article.

    Ответ
  • 07.02.2018 в 10:00
    Permalink

    Hi my family member! I want to say that this article is awesome, great written and come with approximately all significant infos. I’d like to peer extra posts like this.

    Ответ
  • 08.02.2018 в 10:40
    Permalink

    I got what you intend, regards for putting up.Woh I am pleased to find this website through google. «Food is the most primitive form of comfort.» by Sheila Graham.

    Ответ
  • 08.02.2018 в 19:53
    Permalink

    My wife and i got now delighted that Michael managed to carry out his research by way of the precious recommendations he made through the site. It is now and again perplexing to simply possibly be giving away guidance that people have been selling. And we keep in mind we have the writer to appreciate for that. The entire illustrations you’ve made, the easy web site navigation, the relationships your site assist to create — it’s got most astounding, and it is assisting our son and us believe that the content is brilliant, which is highly serious. Thanks for the whole thing!

    Ответ
  • 08.02.2018 в 20:18
    Permalink

    Attractive section of content. I just stumbled upon your website and in accession capital to assert that I get actually enjoyed account your blog posts. Anyway I’ll be subscribing to your augment and even I achievement you access consistently quickly.

    Ответ
  • 08.02.2018 в 20:42
    Permalink

    There is obviously a bunch to identify about this. I suppose you made certain good points in features also.

    Ответ
  • 08.02.2018 в 20:42
    Permalink

    Wow, fantastic weblog structure! How long have you been blogging for? you make running a blog look easy. The overall glance of your web site is fantastic, let alone the content material!

    Ответ
  • 08.02.2018 в 23:00
    Permalink

    Thanks for the sensible critique. Me and my neighbor were just preparing to do some research on this. We got a grab a book from our local library but I think I learned more clear from this post. I’m very glad to see such wonderful information being shared freely out there.

    Ответ
  • 09.02.2018 в 09:25
    Permalink

    Great web site. Plenty of helpful information here. I’m sending it to a few pals ans additionally sharing in delicious. And of course, thank you in your effort!

    Ответ
  • 09.02.2018 в 18:19
    Permalink

    I like this weblog very much, Its a real nice berth to read and incur info . «One man’s religion is another man’s belly laugh.» by Robert Anson Heinlein.

    Ответ
  • 10.02.2018 в 09:30
    Permalink

    Enjoyed reading this, very good stuff, regards . «Success doesn’t come to you…you go to it.» by Marva Collins.

    Ответ
  • 10.02.2018 в 22:34
    Permalink

    I was recommended this blog by my cousin. I’m not sure whether this post is written by him as no one else know such detailed about my trouble. You are incredible! Thanks!

    Ответ
  • 11.02.2018 в 11:31
    Permalink

    I haven’t checked in here for a while because I thought it was getting boring, but the last several posts are great quality so I guess I’ll add you back to my daily bloglist. You deserve it my friend 🙂

    Ответ
  • 12.02.2018 в 01:04
    Permalink

    Nice read, I just passed this onto a friend who was doing a little research on that. And he actually bought me lunch since I found it for him smile Thus let me rephrase that: Thanks for lunch! «One who’s our friend is fond of us one who’s fond of us isn’t necessarily our friend.» by Geoffrey F. Albert.

    Ответ
  • 12.02.2018 в 12:12
    Permalink

    I needed to write you one little bit of remark so as to give many thanks again with your superb concepts you have provided on this website. It has been really extremely open-handed with people like you giving unhampered just what a few individuals could possibly have sold for an ebook in order to make some bucks on their own, most notably given that you might well have done it in case you decided. Those principles in addition acted as the fantastic way to comprehend other people have the identical dream just as my own to realize a lot more related to this condition. I think there are some more enjoyable instances ahead for folks who find out your site.

    Ответ
  • 12.02.2018 в 21:10
    Permalink

    Undeniably believe that which you said. Your favorite reason seemed to be on the web the easiest thing to be aware of. I say to you, I definitely get irked while people consider worries that they just do not know about. You managed to hit the nail upon the top and also defined out the whole thing without having side-effects , people can take a signal. Will likely be back to get more. Thanks

    Ответ
  • 14.02.2018 в 01:06
    Permalink

    I’ve been absent for a while, but now I remember why I used to love this website. Thanks, I will try and check back more frequently. How frequently you update your site?

    Ответ
  • 14.02.2018 в 09:21
    Permalink

    Excellent read, I just passed this onto a friend who was doing a little research on that. And he just bought me lunch because I found it for him smile Therefore let me rephrase that: Thanks for lunch! «Bill Dickey is learning me his experience.» by Lawrence Peter Berra.

    Ответ
  • 14.02.2018 в 23:31
    Permalink

    Its wonderful as your other posts : D, appreciate it for putting up. «Talent does what it can genius does what it must.» by Edward George Bulwer-Lytton.

    Ответ
  • 15.02.2018 в 08:27
    Permalink

    I have read several just right stuff here. Certainly value bookmarking for revisiting. I wonder how so much attempt you set to create one of these fantastic informative website.

    Ответ
  • 15.02.2018 в 20:58
    Permalink

    Thank you a lot for giving everyone an extraordinarily memorable opportunity to read from this blog. It is often very lovely and as well , jam-packed with a good time for me and my office mates to visit your website no less than three times a week to learn the newest issues you have got. And lastly, I’m also at all times astounded with the cool techniques you give. Selected 3 areas in this article are in fact the most efficient I’ve had.

    Ответ
  • 16.02.2018 в 11:46
    Permalink

    I have been absent for some time, but now I remember why I used to love this site. Thanks, I will try and check back more frequently. How frequently you update your web site?

    Ответ
  • 16.02.2018 в 19:14
    Permalink

    Definitely believe that which you stated. Your favorite justification seemed to be on the web the simplest thing to be aware of. I say to you, I certainly get irked while people consider worries that they just don’t know about. You managed to hit the nail upon the top as well as defined out the whole thing without having side-effects , people could take a signal. Will likely be back to get more. Thanks

    Ответ
  • 16.02.2018 в 20:46
    Permalink

    Some really superb blog posts on this website, appreciate it for contribution. «Better shun the bait, than struggle in the snare.» by John Dryden.

    Ответ
  • 17.02.2018 в 12:55
    Permalink

    Enjoyed examining this, very good stuff, thanks . «All of our dreams can come true — if we have the courage to pursue them.» by Walt Disney.

    Ответ
  • 17.02.2018 в 20:27
    Permalink

    Hi, Neat post. There’s a problem together with your site in web explorer, could test this¡K IE still is the marketplace leader and a big component of other folks will omit your excellent writing because of this problem.

    Ответ
  • 17.02.2018 в 20:29
    Permalink

    Very nice post. I just stumbled upon your blog and wanted to say that I’ve truly enjoyed browsing your blog posts. In any case I’ll be subscribing to your feed and I hope you write again soon!

    Ответ
  • 17.02.2018 в 21:27
    Permalink

    Enjoyed looking through this, very good stuff, thankyou . «A man does not die of love or his liver or even of old age he dies of being a man.» by Percival Arland Ussher.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.