О проблемных вопросах обеспечения обязательных требований безопасности

Всем известно, что целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики и стабильное развитие предпринимательства.

Какие же меры позволяют решать главные задачи государственного регулирования экономики? Минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов, создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики, обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым, например отечественных производителей, добросовестно соблюдающих законодательство, которые в сложившейся ситуации не могут конкурировать с поставщиками дешевых некачественных импортных товаров.

В целях защиты жизни и здоровья граждан, а также прав потребителей в РФ существуют надзорные органы, которые призваны выявлять и пресекать нарушения обязательных требований безопасности.

Такие нарушения могут быть как в отношении производимой продукции, так и в отношении качества выполненных работ.

Конституцией страны установлено, что в ведении РФ находится безопасность граждан. При этом в последние годы государство планомерно снижает административные барьеры и излишний государственный контроль и надзор. Многие сферы деятельности начали выводиться из системы обязательной сертификации и лицензирования. В результате появились понятия: саморегулируемая организация (СРО), система менеджмента качества, Добровольная сертификация продукции. Данный подход, как вы знаете, не является национальным ноу-хау. Все это давно успешно используется в мире. И, казалось бы, тенденция развития России идет по обрацу западных стран, где бизнес самостоятельно регулирует и контролирует установленные правила через принятые стандарты, страхование и поручительство. Однако недавние решения в сфере ЖКХ, в частности лицензирование деятельности Управляющих компаний, ставят некоторые вопросы. Вероятно, сыграли роль и высокая социализация, и коррупционность, и неоднозначность результатов деятельности СРО. Тем не менее в нашей стране продолжается интеграция государственной власти с бизнесом в вопросах регулирования экономических процессов, и она будет развиваться. Примером тому может послужить современная роль общественных организаций.

Все данные нововведения потребовали нормативно-правовых изменений, что повлекло за собой немало проблем: нормативно-правовой вакуум, разночтение или противоречия законодательных актов. Надо понимать, что за долгие годы сформировался стереотип как у граждан, так и у чиновников, и требуется время для его изменения. Кроме того, федеральные нормы не всегда могут учитывать экономические, политические и национальные особенности страны от полуострова Крым до полуострова Камчатка.

Снятые административные барьеры расширили возможности для недобросовестных предпринимателей, подрядчиков и поставщиков. Это, конечно, не значит, что бороться с ними некому или отсутствуют законные средства. Мы уверены, при желании рычаги найдутся, и пользоваться ими необходимо.

Поэтому Федеральным законом «О техническом регулировании» в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в т.ч. потребителей, предусмотрено обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов.

При этом обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

Как известно, обязательные требования пожарной безопасности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент). При этом предусмотрена обязательная оценка соответствия как в форме обязательного подтверждения соответствия, так и в других формах.

Частью 4 ст. 145 Технического регламента установлено, что обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция), требования пожарной безопасности к которой устанавливаются Техническим регламентом и (или) федеральными законами о технических регламентах, содержащих требования к отдельным видам продукции.

Т.е. продукция считается подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, если требования к ней установлены Техническим регламентом.

Обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности проводится в формах обязательной сертификации и декларирования соответствия.

Форма сертификата установлена приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 22.03.2006 г. №53 «Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов».

Форма декларации о соответствии установлена приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 22.03.2006 г. №54 «Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов».

Подтверждение соответствия продукции требованиям Технического регламента проводится аккредитованными органами по сертификации с выдачей сертификатов соответствия и регистрацией деклараций о соответствии.

Таким образом, лицо, реализующее и производящее продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, обязано предоставить должностному лицу надзорного органа сертификат соответствия или декларацию о соответствии, содержащую информацию и соответствующую форме указанных приказов.

Вместе с этим статьями 133, 134, 135, 136, 141 Технического регламента установлены обязательные требования к оценке пожарной опасности газов, жидкостей, твердых веществ и материалов (за исключением строительных материалов), твердых дисперсных веществ, текстильных и кожевенных материалов, строительных материалов, средств огнезащиты электротехнической продукции, а также предусмотрена обязанность производителей (поставщиков) по включению в техническую и сопроводительную документацию информации о безопасном применении и показателях пожарной опасности данной продукции.

Однако Техническим регламентом не установлены процедуры подтверждения соответствия указанным требованиям в обязательном порядке. В настоящее время обязательная сертификация не выполняет своей основной функции по защите потребителя от некачественной продукции и не может решить всех проблем по нескольким причинам.

Обязательный сертификат или декларация о соответствии является фактически разрешительным документом. Поэтому производители продукции в массовом порядке просто покупают обязательные сертификаты у органов по сертификации. При этом обе стороны — и заявитель, и орган по сертификации — не заинтересованы в подтверждении качества, они просто вступают в сделку, результат которой заранее определен. Орган по сертификации получает деньги, а заявитель получает обязательный документ, разрешающий производить или продавать продукцию. В такой ситуации отрицательных решений о выдаче сертификатов практически не бывает. Еще хуже дело обстоит с поставщиками продукции.

В случае причинения вреда от сертифицированной, но при этом некачественной продукции, а также при обращении пострадавшей стороны в правоохранительные органы, все разбирательства проводятся по действиям органа по сертификации, который, как правило, хорошо знает пробелы законодательства и таким образом уходит от ответственности.

При этом производитель некачественной продукции вообще огражден от ответственности, доказать его вину практически невозможно.

Вопросов о продукции, подлежащей обязательной сертификации, у предпринимателей, как правило, не возникает. Однако по продукции, к которой установлены обязательные требования, но при этом не подлежащей обязательной сертификации, у предпринимателей имеется определенное непонимание: как выполнить требования о включении в техническую документацию показателей пожарной опасности.

В среде предпринимателей складывается такое впечатление, что теперь инспектор государственного пожарного надзора может при очередной проверке применить такие меры, которые нанесут непоправимый ущерб бизнесу.

Ведь содержать собственную лабораторию для определения показателей пожарной опасности большинству предпринимателей нецелесообразно.

Поэтому предпринимателям необходимо знать, что показатели пожарной опасности продукции могут определяться самими производителями, но в этом случае только при наличии необходимого испытательного оборудования и средств измерений, либо согласно ст. 144 Технического регламента по результатам добровольной сертификации.

Т.е. в целях исполнения указанных требований пожарной безопасности можно обратиться в организацию, чья компетентность на право оценки соответствия продукции подтверждена.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» законной формой подтверждения соответствия работ и услуг является добровольная сертификация.

Это подтверждается разъяснением МЧС России от 13.04.2011 г. №19-2-13-1281, в котором говорится, что при проведении мероприятий по контролю органами ГПН, должностные лица вправе использовать в качестве доказательной базы, подтверждающей соответствие объекта защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, результаты добровольной сертификации.

Для организации добровольной сертификации законодательством предусмотрены Системы добровольной сертификации, где оценка соответствия проходит по нескольким направлениям:

сертификация товаров,

сертификация работ и услуг,

сертификация систем качества или систем производства,

сертификация персонала.

Конечно, наиболее распространена сертификация потребительских товаров и услуг.

Характерными особенностями Системы добровольной сертификации являются:

 — инициатива заявителя, который определяет требования к объекту сертификации, методы испытаний;

— самоорганизация системы сертификации;

— открытость, т.е. все заинтересованные стороны имеют возможность ознакомиться с составом участников системы, правилами и процедурами, а в некоторых случаях и участвовать в деятельности Системы. Все работы должны проводиться максимально объективно, необходимо исключить возможность сговора;

— возможность подтвердить соответствие требованиям более жестким, чем при обязательной сертификации;

— возможность законно подтвердить качество проведенных работ, оказанных услуг.

Всем этим требованиям отвечает Система добровольной сертификации в области пожарной безопасности Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ), зарегистрированная в установленном порядке.

Согласно требованиям законодательства в области технического регулирования, добровольное подтверждение соответствия осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

В Системе сертификации НСОПБ впервые в области пожарной безопасности сертифицируется не только продукция, но и работы, услуги, а также системы менеджмента качества. Создан институт экспертов – специалистов, проводящих работы по подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности.

Востребованность Системы сертификации подтверждают те факты, что она уже сейчас объединяет на территории РФ организации, выполняющие работы, в т.ч. в области пожарной безопасности, функционирует сеть органов по сертификации, испытательных лабораторий, работает порядка 600 экспертов и специалистов, проводящих работы по подтверждению соответствия. Функционируют учебные центры по подготовке экспертов.

Согласно критериям соответствия органов сертификации и испытательных лабораторий в обязательном порядке в аккредитованных организациях работают эксперты пожарной безопасности, квалифицированные испытатели и имеется соответствующее испытательное оборудование.

У застройщика же может быть комплекс проблем:

  1. Запроектированные технические и конструктивные средства защиты не попадают под экспертизу.

  2. Отсутствуют специалисты и оборудование, позволяющее компетентно принять работы от подрядной организации.

  3. Нет доказательной базы о соответствии объекта нормам пожарной безопасности.

Соответственно, приходится надеяться только на порядочность и профессионализм подрядных организаций и надзорных органов.

Поэтому здесь мы бы рекомендовали застройщикам и надзорным органам, а также подрядным организациям активно пользоваться услугами органов по сертификации и испытательных лабораторий для приемки противопожарных работ и услуг. Эксперты начинают свою работу с проверки проектных решений на соответствие действующих норм и правил.

Со своей стороны мы готовы в случае, если подрядчик откажется представить заключение аккредитованных органов, обеспечить по запросу Стройнадзора, а также органов местного самоуправления проведение работ по подтверждению соответствия работ и услуг требованиям пожарной безопасности.

Как уже говорилось выше, нормативно-правовые нормы регулярно изменяются. Федеральный закон РФ от 10.07.2012 г. №117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»» с 14 июля в т.ч. вносит требования по выводу сигнала о пожаре на пульт централизованного наблюдения (ПЦН) пожарных подразделений, что существенно повысит эффективность своевременного сообщения о пожаре, исключив «человеческий фактор».

Однако вывод сигнала о пожаре — это не панацея от всех бед. Если автоматический пистолет Стечкина (АПС) находится в неисправном состоянии, то он не сможет обнаружить и дать команду о включении системы оповещения о пожаре и подачи сигнала на радиопередатчик в пожарное подразделение.

Решение этой проблемы лежит на поверхности. Все радиопередающие системы, одобренные МЧС РФ, имеют возможность мониторинга технического состояния АПС с ведением протокола и архива данных, позволяющего реально знать, как работала и работает АПС. Обязательное требование вывода на ПЦН не только тревожных сигналов, но и сервисных сигналов позволит решить проблему качественного обслуживания автоматических средств защиты и поддерживание их в рабочем состоянии. В последние годы потрачены огромные суммы на оборудование средствами защиты. Парадокс заключается в том, что часто все траты произведены впустую, т.к. технические средства зачастую не эксплуатируются. И что интересно, при таких затратах системы часто не работают, а объясняется это экономией средств.

Мы считаем, что отключение сигнализации, имеющей вывод «01», это намного хуже, чем работающая локальная сигнализация, и убеждены, что только репрессивными мерами или уговорами заставить собственника эксплуатировать АПС «на совесть» невозможно. Необходимо создавать техническую, многоступенчатую систему контроля. На сегодняшний день имеется ряд мониторинговых компаний, которые практически настроили систему мониторинга с многоступенчатым контролем за состоянием АПС. Это параллельный радиовывод сигналов на Единую дежурную диспетчерскую службу (ЕДДС) соответствующего города или района. Также предоставляется возможность удаленного доступа на ПЦН района или города начальников отделов и инспекций надзорной деятельности.

Но кроме этого необходимы экономические рычаги, которые бы стимулировали безопасную эксплуатацию объектов. Например, все знают, что жилые дома повышенной этажности подлежат оборудованию АПС. И они оборудуются, потому что Стройнадзор просто не примет их в эксплуатацию. Примерная стоимость автоматической защиты для собственников жилья составляет около 500 руб. за м². Деньги, может, и небольшие, если система будет работать. Но назовите многоквартирный жилой дом, где АПС эксплуатируется? Тогда получается, что тратятся большие деньги напрасно, поэтому, на наш взгляд, необходимо решать вопрос на законодательном уровне, посредством страхования или отмены данного требования или другими возможными методами.

И это далеко не весь перечень проблем, которые необходимо решить в целях обеспечения обязательных требований безопасности. Пути решения, как нам кажется, начинаются с озвучивания данных проблем, вынесения их на общественное обсуждение и законодательную инициативу. Но часто имеющиеся нормативно-правовые нормы не используются или используются «своеобразно» по той причине, что различные ведомства, надзорные органы и проектировщики трактуют их по-своему. Они не могут выработать единого подхода, а страдает в конечном итоге застройщик-заказчик.

Мы уверены, что многих проблем удастся избежать, если мы сможем организовать диалог между различными ведомствами и органами власти, бизнесом и гражданами. Так, нам кажется целесообразным создать общественную площадку для обсуждения и нахождения путей решения проблемных вопросов обеспечения пожарной безопасности при проектировании и строительстве. Есть необходимость создания Координационного совета, в состав которого вошли бы представители заинтересованных органов и ведомств, бизнес-сообщества, проектных и строительных организаций.

В рамках этого Совета необходимо создать рабочую группу по разработке нормативных документов, методических указаний или рекомендаций в целях обеспечения противопожарной безопасности объектов и снятия надуманных или необоснованных барьеров при проектировании и строительстве сооружений.

Учитывая вышесказанное, НСОПБ готов начать работу по упорядочению применения норм и разъяснительной деятельности среди организаций и граждан в этом вопросе.

Авторы:

Михайличенко Сергей Алексеевич – вице-президент НСОПБ

Ваганова Дарья Васильевна – руководитель Пресс-службы НСОПБ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.