Международный финансовый центр в Москве

Разговоры о становлении Москвы как международного финансового центра ведутся не один год, и даже во время экономического кризиса обсуждение этого вопроса не прекращалось. Более того, многие политики и экономисты считали, что в этот период, наоборот, необходимо резко активизировать работу по развитию в России сектора финансовых услуг, центром которого будет оставаться Москва. Правительство РФ распоряжением от 17 ноября 2008 г. № 1662-р утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. В качестве долгосрочного приоритета развития финансовых рынков РФ Концепция определяет создание международного финансового центра (МФЦ) как системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, с инвесторами, стремящимися к размещению своих средств. Формирование МФЦ — неотъемлемая часть перехода РФ к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

Создание в Москве мирового финансового центра возможно уже к 2020 г. Но становление МФЦ сталкивается с известными всем проблемами: административные барьеры, коррупция, недостаточная развитость финансового рынка, несовершенство законодательной базы, чрезмерное участие государства в экономике и пр. В то же время инвесторам крайне необходима стабильность как законодательства, так и политической ситуации в стране. Чтобы превратить Москву в МФЦ, потребуются реформы законодательного, нормативного и налогового регулирования сектора финансовых услуг, четкий план развития рынков с акцентом на привлечение инвесторов и стандартизацию системы платежных услуг.

Руководство страны, хорошо понимая эти проблемы, стремится изменить ситуацию. Недавно Президент страны огласил 10 мер по улучшению инвестиционного климата, которые, в частности, поспособствуют смягчению налоговой политики, борьбе с коррупцией, созданию механизмов, направленных на повышение комфортности ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, изменение политики управления государственной собственностью и пр. Уже предприняты некоторые шаги по созданию понятных и прозрачных для всех участников рынка правил. Так, например, Государственная Дума приняла поправки в №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В частности, поправки уточняют порядок формирования начальной цены контракта и обязывают заказчиков обосновывать цену, раскрывая информацию о расчетах и использованных источниках данных о стоимости соответствующих товаров, работ или услуг. Кроме того, правительство получает право вводить порядки формирования максимальных цен контрактов на отдельные виды товаров, «в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах», а также право включать в контракт дополнительные условия его исполнения, в том числе не связанные с предметом контракта.

Темы МФЦ и поправок в №94-ФЗ затрагивались и на IV Международном форуме деловых партнерств «Россия – ЕС: «Партнерство для модернизации». Москва – Международный деловой и финансовый центр», который проходил 18 апреля 2011 г. в здании Правительства Москвы.

В рамках мероприятия было задано несколько вопросов Александру Павловичу Левченко – председателю Совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» г. Москвы и Московской области.

Левченко А.П.

— Александр Павлович, по роду своей деятельности вы тесно общаетесь с предпринимателями, отстаиваете их интересы, способствуете формированию благоприятной деловой среды. Как предприниматели относятся к идее создания МФЦ?

— У российских предпринимателей неоднозначная реакция на создание такой мегаструктуры, особенно учитывая экономическую ситуацию, которая на сегодняшний день сложилась в Москве и в России в целом. Необходимо, чтобы руководство страны сопоставляло свои грандиозные планы с реальными проблемами отечественного бизнеса. На форуме очень четко было подмечено: на сегодняшний день молодежь не стремится заниматься предпринимательством, в основном все рвутся к бюджетному распределению. И это не удивительно. Посмотрите, какое отношение к бизнесу у государственных органов и населения. Наших предпринимателей, которые производят продукцию, создают рабочие места, несут при этом колоссальные риски, постоянно ругают, указывают им на ошибки, грозят судом и разбирательством. Но до тех пор, пока в ревизионных актах налоговых проверок не будет слов благодарности за оплаченные налоги, которые обеспечивают социальную поддержку и государственные программы, пока СМИ не перестанут связывать негативные моменты в обществе с бизнесом, говорить о создании МФЦ преждевременно.

Конечно, создание в Москве международного финансового и делового центра  – необходимый шаг, но реализация такой масштабной задачи в ближайшее время вряд ли удастся. Так почему бы не начать с создания регионального центра, чтобы убедить для начала отечественных бизнесменов, что эта структура действительно предоставляет доступ к финансовым средствам для реализации различных бизнес-проектов. К сожалению, сегодня в России банковское кредитование продолжает оставаться недоступным для большинства предпринимателей. Правительство должно инициировать программу, стимулирующую коммерческие банки кредитовать предприятия малого и среднего бизнеса.

Хотелось бы отметить положительную тенденцию. 19 апреля 2011 г. был подписан долгожданный документ, дающий возможность предпринимателям выкупать арендованное имущество, которое неэффективно использовалось московским правительством. Радует, что новое руководства в правительстве Москвы делает реальные шаги навстречу нашим бизнесменам.

— Сегодня И. Ю. Артемьев, руководитель ФАС РФ, выступал с докладом, в котором отметил, что в ближайшем будущем 70% торгов будут проводиться на открытых и прозрачных для всех участников электронных площадках. Примерно 800 млрд. рублей будут ежегодно получать малый и средний бизнес за выигранные государственные заказы. Прокомментируйте вашу позицию по этому вопросу.

— Электронные торговые площадки рассматриваются, как возможность участвовать в аукционах на принципах честной конкуренции и в итоге добиваться лучшей цены для своей организации. Несомненный плюс – полностью объективный автоматизированный и упорядоченный процесс. Считается, что в электронных торгах в отличие от стандартной бумажной системы тендеров исключен человеческий фактор. Уточню, он — минимизирован. Невозможно, к примеру, полностью исключить обсуждение технических заданий лота в процессе торгов между заказчиками от государственного бюджета и компаниями, которые участвую в торгах, поскольку на электронной площадке сложно отразить все нюансы технических характеристик того или иного оборудования. И в этой ситуации как раз и появляется человеческий фактор и желание «понравиться друг другу». Поэтому я бы сказал, что система стала полностью прозрачной по внешнему виду, но по сути своего содержания еще требует доработки.

— Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.