Система учета и контроля дизельного топлива

Дизельное топливо является вторым по значимости энергетическим ресурсом ОАО «РЖД», после электроэнергии. Годовой оборот – миллионы тонн. Затраты на закупку составляют существенную часть бюджетов эксплуатационных расходов подразделений и филиалов.

В условиях постоянного удорожания энергетических ресурсов ОАО «РЖД» столкнулось с острой необходимостью оптимизации и экономии их расходования, что в первую очередь требует сокращения потерь.

Проведенный в ОАО «РЖД» анализ точек образования потерь дизельного топлива выявил ключевую причину их появления – несовершенство технологии учета и контроля, основанной на устаревших «ручных» способах измерений и бумажном документообороте, позволяющем маскировать халатность, нарушения установленного порядка и противозаконную деятельность на местах. Главный недостаток бумажной технологии учета и контроля – невозможно обеспечить оперативность выявления и устранения причин образования потерь.

Схема разделения зон образования потерь дизельного топлива

Принимая во внимание важность решения указанной проблемы не только в корпоративном, но и государственном масштабе, в 2011 г. началась реализация комплексного проекта по совершенствованию системы учета и контроля за использованием дизельного топлива по всей цепочке, начиная от поставки на топливные склады и заканчивая потреблением и списанием в эксплуатации и ремонте подвижного состава.

Цель проекта – максимально возможное снижение потерь дизельного топлива на всех этапах технологического процесса. На первом этапе акцент сделан на топливных складах и тепловозном парке ОАО «РЖД», в дальнейшем наработки планируется применить и в прочих структурных подразделениях, использующих дизельное топливо для своих нужд, включая заправку специального подвижного состава и техники.

Цель проекта достижима при решении следующих задач:

  • в условиях изменений нормативной базы РФ и стремительного развития научно-технического потенциала необходимо непрерывное совершенствование нормативной базы ОАО «РЖД», устанавливающей правила и порядок учета, и регламентирующей применение современных способов и средства измерений. Нормативная база должна позволять применять при выполнении учетных операций, в том числе бухгалтерских, современные автоматизированные способы измерений, программные средства и электронный документооборот, включая электронные формы технической и бухгалтерской отчетности;
  • максимально возможная автоматизация выполнения технологических и учетных операций с применением современных измерительных, технических и вычислительных средств – минимизация влияния «человеческого» фактора на точность и достоверность учета;
  • существенное повышение точности измерений, в том числе за счет перехода к прямым способам измерений учетных параметров, например кориолисовых массовых расходомеров (массомеров) при приеме и отпуске;
  • организация единой корпоративной автоматизированной системы учета и контроля с оперативным выявлением и предупреждением нарушений установленной технологии и производственной дисциплины, включая противозаконную деятельность – хищения для собственных нужд или последующей перепродажи;
  • повышение производительности и улучшение условий труда.

Для решения указанных задач в ОАО «РЖД» била разработана и утверждена целевая технология организации корпоративного автоматизированного учета и контроля, основным элементом которой стала Единая автоматизированная система учета дизельного топлива и прочих нефтепродуктов (ЕАСУ ДТ).

Функционально ЕАСУ ДТ разделяется на две основные подсистемы, интегрированные между собой и консолидируемые программным обеспечением корпоративного уровня: ЕАСУ ДТ топливного склада и ЕАСУ ДТ подвижного состава. Все подсистемы достаточно самостоятельны и предназначены для внедрения на различных уровнях и объектах управления. Подсистемы могут работать обособленно, но для достижения максимального эффекта целесообразно их совместное внедрение.

ЕАСУ ДТ топливного склада (ЕАСУ ДТ ТС) предназначена для автоматизации работы объектов топливного снабжения – топливных складов и баз.

Сравнение технологий измерений дизельного топлива (значения погрешностей)

ЕАСУ ДТ ТС представляет собой аппаратно-программный комплекс, включающий: технические средства слива–налива высокой точности, производительности и надежности; средства измерения топлива в резервуарах; оборудование систем контроля технологической дисциплины, в том числе системы идентификации и видеонаблюдения.

Работу ЕАСУ ДТ ТС обеспечивает интеллектуальная программная система, основным достоинством которой является полное информационное обеспечение производственного процесса работы топливного склада – автоматизированное ведение всех учетных операций, расчет и контроль товарного баланса, анализ потерь, автоматизированная передача данных в бухгалтерскую систему и консолидирующую корпоративную систему, а также унифицированная интеграция с применяемыми системами и средствами измерений на основе специально разработанных программных протоколов и архитектурных решений.

ЕАСУ ДТ ТС позволяет практически полностью исключить ручной учет. В частности, специализированные журналы пооперационного учета были переосмыслены и автоматизированы. Например, для автоматизации формы материального учета ФМУ-24 была изменена технология подтверждения машинистом тепловоза факта отпуска нефтепродукта. Новая технология в перспективе ориентирована на полное исключение документа на бумажном носителе после внедрения в ОАО «РЖД» многофункциональной электронной карты машиниста.

В составе ЕАСУ ДТ ТС применяются специализированные измерительные установки слива и налива нефтепродуктов, а также системы и средства измерений в резервуарах. Например, в качестве типового решения выбраны установки «АТ» производства ЗАО «КИПЭНЕРГО», хорошо показавшие себя в сложных условиях эксплуатации железнодорожных топливных складов. При этом, ЕАСУ ДТ ТС открыта для других поставщиков при условии соответствия их оборудования техническим требованиям, утвержденным в ОАО «РЖД».

Измерительные установки «АТ» слива и налива обеспечивают высокую пропускную способность, например не менее 350 л/мин для отпуска дизельного топлива в баки тепловозов, и прямой динамический метод измерения массы нефтепродукта с относительной погрешностью не более 0,15% за счет применения кориолисовых массовых расходомеров (массомеров), пока, к сожалению, импортного производства. Сама установка отечественного производства: электроника, обвязка и сборка – российские. Качество, соответствие российским стандартам и удовлетворительные эксплуатационные характеристики оборудования подтверждены комплектом российских сертификатов и метрологическими свидетельствами.

Все топливные склады, оснащенные ЕАСУ ДТ ТС, объединены в единое информационное поле специально разработанным программным обеспечением корпоративного уровня. Данные об учетных операциях, выполняемых на технологических участках и регистрируемых работниками в программном обеспечении на рабочих местах, передаются по защищенной сети передачи данных на корпоративный уровень в главный вычислительный центр ОАО «РЖД», что позволяет выполнять удаленный контроль работы топливных складов со стороны работников центрального аппарата ОАО «РЖД». При этом потеря связи с корпоративным уровнем не сказывается на работе ЕАСУ ДТ ТС – топливный склад продолжает работу в автоматизированном режиме.

В настоящее время ЕАСУ ДТ ТС внедрена и эффективно эксплуатируется на 34 топливных складах ОАО «РЖД» – пилотные внедрения на топливных складах Западно-Сибирской (1 склад) и Октябрьской (1 склад) железных дорогах и типовые внедрения на полигонах Горьковской (17 складов) и Красноярской (15 складов) железных дорог.

Комплексная технология учета и контроля за использованием дизельного топливав ОАО «РЖД» на основе ЕАСУ ДТ

Экономический эффект от внедрения ЕАСУ ДТ ТС оценивается до 2,5%  оборота дизельного топлива на объектах и полигонах внедрения. По итогам 2014 г., указанная оценка подтверждена снижением удельного расхода дизельного топлива на полигоне Красноярской железной дороги. Выход на плановую экономию полигона Горьковской железной дороги, где внедрение ЕАСУ ДТ ТС только завершено, ожидается в текущем году.

Наряду с минимизацией потерь и экономией топлива дополнительным эффектом от внедрения ЕАСУ ДТ ТС стало оперативное выявление и устранение проблем, связанных с промышленной безопасностью и экологией объектов внедрения. Существенно улучшились условия труда работников за счет автоматизации рутинных операций и сокращения ручной работы.

ЕАСУ ДТ подвижного состава (ЕАСУ ДТ ТПС) предназначена для автоматизации учета набора и расхода дизельного топлива тяговым и специальным подвижным составом ОАО «РЖД», в первую очередь тепловозным парком.

ЕАСУ ДТ ТПС реализуется на базе Единой системы мониторинга бортовых систем ОАО «РЖД», обеспечивающей в режиме реального времени сбор, хранение и анализ данных с бортовых систем учета дизельного топлива по унифицированным протоколам и регламентам.

Бортовые системы учета дизельного топлива представляют собой аппаратно-программные системы, устанавливаемые на подвижном составе и обеспечивающие регистрацию и передачу в корпоративную информационную систему данных о количестве топлива в баке и его расходе. Часто входят в состав бортовых систем регистрации параметров движения и работы подвижного состава, например РПДА-Т или ТМ производства ООО «АВП-Технология».

Экономический эффект от ЕАСУ ДТ ТПС при полном оснащении тепловозного парка полигона внедрения бортовыми системами оценивается до 3%  расхода.

Основными вопросами реализации мероприятий по совершенствованию системы учета и контроля за использованием дизельного топлива в ОАО «РЖД», включая актуализацию нормативной базы и внедрение ЕАСУ ДТ, наряду с причастными структурными подразделениями ОАО «РЖД» занимается ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий» (ЗАО «ОЦВ»), выступая в роли проектировщика, интегратора средств измерений, поставщика вычислительных компонентов, разработчика программного обеспечения и консультанта по вопросам совершенствования технологии контроля и учета и разработки соответствующих нормативных и технологических документов.

Основное направление деятельности ЗАО «ОЦВ» – повышение эффективности внедрения новой техники и технологий, обеспечивающих существенное сокращение потребляемых ресурсов, и реализация проектов, имеющих отраслевую значимость, в различных сферах деятельности железнодорожного транспорта.

Накопленный нашими специалистами опыт по организационному, методологическому, техническому и программному обеспечению этого проекта в ОАО «РЖД» может быть успешно применен на  отечественных и зарубежных предприятиях и в компаниях, эксплуатирующих железнодорожный и автомобильный транспорт на дизельном и бензиновом топливе.

Приглашаем к сотрудничеству.

Зам. начальника Управления ИТ

Алексей Шатерников

+7 (495) 134-22-12 доб. 5087

e-mail: shaternikov@ocv.ru

Начальник отдела учета ТЭР

Андрей Грицаев

+7 (495) 134-22-12 доб. 5098

e-mail: gritsaevaa@transinfocom.ru

ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий»

129626, г.  Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10, стр. 8

тел.: +7 (495) 933-33-43

www.ocv.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.