Энергоэффективность в России: старые проблемы и новые возможности

В Общественной палате РФ в июле прошел Первый инновационный российско-германский форум «Энергоэффективность-2020: идеи, технологии, сервис», организованный Рабочей группой по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения Общественной палаты совместно с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и ЗАО «БАЙЕР».

Потенциал энергосбережения в России огромен, и это обусловлено не только масштабами страны, но во многом и нашей нерачительностью. Нам необходимо выработать культуру и понимание бережного отношения к своим ресурсам, а также осознать, что энергосбережение — не только выгодно, но экономически просто необходимо. С одной стороны, это повышает конкурентоспособность российского бизнеса, снижая его издержки, с другой — огромный потенциал для развития новых энергосберегающих технологий.

Процесс буксует

Федеральный закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действует с ноября 2009 г. Почти трехлетний срок действия этого закона и ряда других подзаконных нормативных актов пока еще не дал ожидаемых результатов. Как было сказано на форуме, на сегодняшний день не разработан даже инструмент, с помощью которого можно было бы определить, какие показатели достигнуты и оценить эффективность действий.

2012 г. – первый отчетный год по реализации государственной программы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». 31 декабря 2012 г. заканчивается установленный законом срок проведения энергетических обследований. Уже сегодня очевидно, что энергообследования, предусмотренные законом, проводятся с серьезным отставанием от графика. По оценкам Министерства энергетики РФ проведено только 15% необходимых обследований. Из 9 тыс. паспортов, принятых Минэнерго, утверждено порядка 1000. В то же время конечного перечня всех объектов, подлежащих энергетическому обследованию, до сих пор нет, а их число по разным данным колеблется от 500 тыс. до 1,5 млн.

Энергоаудит как постановка диагноза

Энергетическое обследование (энергоаудит) как всесторонняя оценка деятельности предприятия, направленная на выявление возможности экономически эффективной оптимизации потребления энергетических ресурсов, — это начало энергосбережения. Без постановки правильного «диагноза» невозможно определить необходимые меры для снижения энергопотребления того или иного объекта. Сегодня на рынке работают тысячи аудиторских компаний, только часть из которых имеет достаточный опыт и квалификацию. Как подтверждение тому — объявления в интернете с предложениями провести энергоаудит по фотографии, без выезда на объект. Это говорит о том, что существует профанация процесса, тогда как именно от качества энергоаудита зависит, будет ли достигнут энергосберегающий эффект или нет.

Законодательно пока не преодолена и разобщенность между энергоаудитом и энергосервисом. Энергосервисный контракт, предметом которого, как указано в ФЗ №261, «является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком», не получил широкого распространения.

Причины сложившейся ситуации

Как отмечали все участники форума, в России пока недостаточно выработаны условия для развития и реализации проектов в сфере энергоэффективности. Среди причин, сдерживающих реализацию программы энергосбережения, назывались:

— несовершенство законодательной базы;

— недоступность финансовых ресурсов, в т.ч. и в силу высоких процентных ставок по кредитам;

— структура рынка, где основную роль играют крупные компании, незаинтересованные во внедрении новых энергосберегающих технологий;

— отсутствие эффективной системы мотивации и базы инновационных технологий и др.

До недавнего времени в российском законодательстве приоритет отдавался административным мерам стимулирования энергосбережения, предусматривавшим требования и ответственность за их невыполнение. Сегодня уже сформирован ряд экономических стимулов, которые должны ускорять, прежде всего, привлечение внебюджетных источников финансирования. В частности, эти меры включают бюджетное стимулирование (в т.ч. предоставление субсидий на осуществление мероприятий по энергосбережению, предоставление госгарантий по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению), налоговое стимулирование и иные формы. Но меры эти пока еще малоизвестны и не востребованы.

Энергоэффективность в Германии

Учитывая особенности российского энергосбережения, опыт других стран, таких как Германия, особенно интересен. О нем рассказали участники форума с немецкой стороны. Если мы в плане энергосбережения находимся еще в начале пути, то Германия — одна из наиболее продвинутых стран. Проблемами энергоэффективности и энергосбережения на государственном уровне там занимаются на протяжении уже 40 лет! Начало этой кампании положил рост мировых цен на нефть: он стал предпосылкой для разработки и реализации программы энергосбережения. Сегодня программа по энергоэффективности включает в себя также и задачи защиты климата, и главный акцент в ней делается уже на развитие окружающей среды. В рамках этой программы Федеральное Правительство Германии содействует энергоэффективному строительству и капитальному ремонту зданий, государственный банк развития предоставляет застройщикам льготные процентные ставки по кредитам порядка 1-3% годовых, а также дополнительные дотации на погашение кредита. Кроме того, проводится реконструкция целых городских кварталов и их инженерной инфраструктуры. На эти цели выделяются специальные средства и частным лицам, и муниципалитетам. Программа начала работать в 2006 г. С тех пор в нее уже было инвестировано почти €8 млрд. А с 2012 до 2014 гг. планируется ежегодно инвестировать €1,5 млрд.

Но в Германии энергоэффективность является результатом не только государственной активности, но и деятельности среднего и малого бизнеса, который в Германии производит сегодня примерно 70% ВВП страны. Именно средние и малые предприятия вносят основной вклад в сферу энергоэффективности и энергосбережения. Они берут на себя инициативу, риски, привлекают венчурное финансирование для разработки и внедрения новых технологий, начиная с небольших проектов и постепенно наращивая потенциал. Эта тенденция характерна для всех сфер бизнеса.

Новые инструменты поддержки

В России на долю среднего и малого бизнеса пока приходится примерно 17% ВВП. Но и в нашей стране уже сегодня нужно и можно работать в сфере энергоэффективности, не ожидая совершенного законодательства, льготных кредитов и субсидий. Это наглядно показали выступления участников форума, посвященные проектам и технологиям энергосбережения в разных сферах: в строительстве, ЖКХ, нефтегазовой отрасли.

В качестве инструмента государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, которые выходят на рынок энергосбережения, и для обеспечения им доступа к финансированию ФГУ «Российское энергетическое агентство» совместно с Внешэкономбанком создает новую структуру — Энергетическое финансовое агентство. Как показывает нынешняя практика, в силу того, что такие компании не обладают необходимым залоговым обеспечением, у них нет необходимой квалификации, кредитной истории, поэтому им не предоставляют финансирования. В задачи Энергетического финансового агентства входит:

— принятие рисков по типовым проектам посредством выпуска векселей как инструмента привлечения средств банковского сектора;

— формирование портфеля проектов в приоритетных сегментах (бюджетный сектор, ЖКХ, промышленность, транспорт и ВИЭ);

— содействие развитию активности малого и среднего бизнеса в области энергоэффективности и ресурсосбережения;

— создание уникальной компетенции по финансированию проектов в области энергосбережения и ВИЭ.

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» также в качестве инструмента поддержки внедрения инновационных энергосберегающих решений на промышленных предприятиях создает «Проектный центр по энергоэффективности». Новая структура поможет предприятиям реализовывать практически значимые проекты по энергосбережению, решая в режиме «единого окна» все связанные с проектом проблемы, в т.ч. подбор квалифицированных энергоаудиторов и поставщиков оборудования, привлечение инвестиций и т.д. Центр объединит финансовые институты, консультантов, аудиторов, поставщиков решений, производителей оборудования. При работе с Проектным центром заказчик будет получать не только квалифицированные услуги в полном объеме, но и гарантии качества.

Участники проектного центра на первоначальном этапе смогут бесплатно работать с заказчиками, проводить предварительные обследования и выдавать предварительные отчеты с рекомендациями по энергоэффективности.

Текст Ольга Леонтьева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.