Проблемы отечественного краностроения в условиях нового законодательства

В рамках деловой программы 9-ой специализированной выставки подъемно-транспортного оборудования «КранЭкспо» состоялась конференция «Промышленная безопасность опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Одна из обсуждаемых на конференции тем была посвящена последствиям принятия новых законодательных и нормативных документов в области промышленной безопасности для заводов-изготовителей подъемного оборудования.

В последнее время был принят ряд нормативно-правовых документов, имеющих непосредственное отношение к проектированию, производству и эксплуатации подъемно-транспортного оборудования. Это Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» — ТР ТС 010/2011, Федеральный закон Российской Федерации от 4 марта 2013 г. №22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (Утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. №533).

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011, который вступил в силу с 15 февраля 2013 г., устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации. Машины и оборудование, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не допускаются к выпуску в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. Но если никаких особых изменений, имеющих принципиальное значение для заводов-изготовителей и организаций, эксплуатирующих подъемное оборудование, этот документ не вносит, то закон №22-ФЗ можно назвать революционным. Одним из принципиальных изменений закона №22-ФЗ является введение классификации ОПОс учетомстепени риска возникновения аварий и масштаба их возможных последствий. Все ОПО разделены на четыре класса: объекты чрезвычайно высокой (I класс), высокой (II класс), средней (III класс) и низкой (IV класс) опасности. И подъемные сооружения (ПС) отнесены, как правило, к IV классу опасности.

Последствия для заводов-изготовителей

Если в прежней практике надзор осуществляли инспекторы органов Ростехнадзора, которые регулярно посещали предприятия, эксплуатирующие краны и другие подъемные сооружения, то согласно новому закону в отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся. И инспектор может прийти на такое предприятие только при условии возникновения аварии или несчастного случая.

Кроме того, в прежней практике, помимо сертификата соответствия, производителю необходимо было получить разрешение органов Ростехнадзора на изготовление оборудования. Сегодня такого разрешения не требуется. Оставшаяся система сертификации не может создать необходимый барьер для появления на рынке недоброкачественной продукции. По мнению участников конференции, такую ситуацию можно сравнить с дорожным движением в условиях, когда отменены все дорожные правила и убраны все инспекторы ДПС. В этих условиях, по их мнению, правомерно предположить, что на многих предприятиях будут нарушаться требования правил безопасности и, как следствие, надо ждать роста случаев травматизма и аварийности. Серьезные проблемы данная ситуация создает и для заводов-изготовителей ПС. Заводы, которые давно производят качественную продукцию, работают на перспективу, оказались поставлены в одинаковые условия с фирмами-«однодневками».

Одно из решений

Чтобы выделить на этом общем фоне добросовестных и ответственных производителей ПС, «Российская экспертная компания по объектам повышенной опасности» (ОАО «РосЭК») предлагает ввести добровольную сертификацию ПС на соответствие «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», которые в новой практике органами Ростехнадзора не используются. Но эти правила, что называется, написаны кровью. Каждая статья правил дополнялась в новую редакцию после случаев травмирования и аварий с тяжелыми последствиями. Заводы привыкли работать по этим правилам. Сертификация не создаст для предприятий дополнительных трудностей, но станет тем инструментом, который позволит эффективно дифференцировать участников рынка краностроения.

Подготовила Ольга Горгома

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *