Кому и зачем необходим выход на IPO?

В то время, когда для одних компаний выход на IPO стал обязательным условием дальнейшего развития, большинство только задумывается о целесообразности такого шага. Но, по мнению экспертов, у тех, кто пришел на рынок «всерьез и надолго», иного выбора нет.

Правительство и бизнес: интересы сошлись

На высоком уровне давно заинтересованы в выходе российских компаний на IPO. Правительству необходимо реализовать задачу, озвученную Президентом РФ: к2018 г. мы должны войти в двадцатку лучших стран мира по условиям для ведения бизнеса. Сейчас же, согласно рейтингу Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business, Россия занимает 112-ю позицию. Гонка за лидерами способствовала тому, что темы, ранее активно обсуждаемые бизнес-сообществом («дорожные карты» по защите прав инвесторов, ключевые показатели эффективности), наконец попали в лексикон чиновников. Похоже, что начали оправдываться надежды на то, что подобные разговоры не лягут лишь в основу отчетов и протоколов. Так, уже сейчас привлечены эксперты в этой области — АНО «Агентство стратегических инициатив» и др.

IPO

Как мы видим, государству нужен рост, а компаниям необходимо привлечь как можно больше средств для своего развития. В этой ситуации выход на IPO является точкой схождения интересов правительства и компаний.

Одними из первых проведут IPO компании с госучастием. Именно за их счет можно привлечь средства стратегических партнеров в Россию. Кроме того, выгодно размещение на бирже системообразующих предприятий, являющихся бюджетообразующими с точки зрения налогов (НДПИ, НДС, налог на прибыль), и госкорпораций. Поскольку сами эти компании нуждаются в средствах для развития, они пойдут на IPO в числе первых. Инвесторы, в свою очередь, с большей охотой будут сотрудничать именно с такими структурами, т.к. у них есть надежда на государственные гарантии обеспечения возвратности инвестиций.

Второй эшелон

Но если IPO пока что — удел избранных, то есть ли смысл к нему стремиться всем остальным? Эксперты утверждают, что есть. До недавнего времени компании могли привлекать финансы для своего развития, не прибегая к дорогостоящей процедуре IPO, например, с помощью кредитов. Но сейчас ситуация несколько изменилась: с нынешнего года рынок кредитования начал «зажиматься». И в связи с этим вся надежда лишь на инвестора. Но современные инвесторы зачастую хотят не только гарантий возврата, но и участия в процессе управления. Кроме того, они способны скрупулезно оценить бизнес (механизмы возвратности вложенных инвестиций), скажем, на пять последующих лет работы предприятия. Выходит, что просто так получить крупные средства уже не получится. Так, затраты на проведение IPO составляют, в среднем, 7-10% от той суммы, которое предприятие хочет привлечь. Многие компании, поняв, как непросто выйти на фондовой рынок, отказываются от самой идеи. Но учитывая, что с каждым годом возможностей привлечения капитала каким-то легким способом становится все меньше, IPO воспринимается уже не как абстракция, а как единственный вариант. Если, конечно, предприятие нацелено на дальнейшее развитие.

Важно понимать, что для среднего бизнеса вовсе не обязательно сразу проводить IPO по полной программе. Существуют разновидности: микро-IPO (привлекаются стратегические инвесторы) либо процедура листинга на фондовой бирже. Последнее — очень ответственный шаг для компании, требующий определенной подготовки, т.к. до проведения процедуры оценивают активы предприятия и возможности его развития (потенциал), соответствие  компании рынку, эффективность управления, агрегатные показатели всех рисков (финансовых, налоговых, управленческих, технологических и т.п.).

Риски при проведении IPO

Конечно, отчасти отказ компаний от выхода на IPO объясняется боязнью рисков с этим связанных. Существует, например, риск недружественного поглощения. Ведь прежде, чем выйти на фондовый рынок, компания должна пройти ряд подготовительных процедур, начать соответствовать определенным мировым стандартам. Прозрачность организации (сведения о реальной прибыли, аффилированности юридических и физических лиц, задействованных в ее бизнес-процессах) означает раскрытие стратегической информации, ранее недоступной. В результате предприятие становится «лакомым куском» для «захватчиков». Надо заметить, что после выхода на IPO риск поглощения конкурентами только увеличивается. Бизнес есть бизнес.

Не меньше компании опасаются, затратив свои финансы не получить ожидаемого эффекта, т.е. того, что в результате они не привлекут инвесторов.

Что потребуется изменить

Страшит и сама подготовка к процедуре IPO: придется многое поменять, чтобы выглядеть на все 100%.

В первую очередь, необходимо будет выстроить систему корпоративного управления предприятия. В компаниях, где работает такая система, снижены управленческие риски: принятие неверного стратегического решения, несвоевременное утверждение нужного решения. Также минимизированы риски неверной оценки информации, обращения к недостоверным каналам поступления информации.

Но здесь как раз и существует главная «пробуксовка»: многие отечественные организации либо вообще не слышали о системе корпоративного управления, либо считают, что она им не нужна, либо, отладив этот механизм, ждут немедленных результатов, не понимая, что должно пройти время, прежде чем появится эффект.

Сказывается и дефицит управленческих кадров. В этом как раз и могла бы быть действенная помощь государства: например, создание курсов по подготовке специалистов, формирование кадровых резервов, популяризация сферы корпоративного управления. Конечно, работа в этом направлении ведется, но для полной отдачи необходим срок равный учебе и приобретению опыта управленцами, а это не меньше 7-10 лет. Поэтому тем компаниям, где не выстроены управленческие процессы, выйти на IPO в скором времени не удастся при всем их желании.

Если же управление отлажено, у компании должно быть четкое понимание, зачем ей выходить на IPO. А именно: где, когда и сколько средств, для каких целей необходимо привлечь. Понадобится детальное планирование, как и последующее донесение информации до топ-менеджеров и тех, кто участвует в принятии решений. Тогда у сотрудников будут конструктивные идеи и желание их воплощать. Зная, сколько средств потребуется привлечь, в какие сроки, и во что их вложить, можно приступать к дальнейшей подготовке IPO. Это: смена формы организации (если она не является акционерным обществом), приведение в порядок отчетности, юридической и управленческой структур, финансов (в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности). Чтобы преобразовать отчетность, потребуется провести аудит согласно международным стандартам. Согласно этим стандартам предприятию также необходимо будет вести консолидированную корпоративную отчетность. Это потребует внедрения системы CRM либо ERP, т.е. серьезного вложения в IT-технологии.

Вложения будут и в управленческие технологии: потребуется обучение людей. Как и преобразование структуры управления — должен быть создан совет директоров, функционирующий по международным стандартам. А это — введение в его состав независимого директора, имеющего соответствующую лицензию. На этом этапе следует провести грамотную работу с людьми: на предприятии уже сложились определенные взаимодействия, которые в один момент новым приказом поменять невозможно.

Кроме того, необходимы будут документы: измененный устав, корпоративный кодекс, положение о совете директоров, положение об управленческой структуре. Требуется много внутренних нормативных документов, соответствующих российскому законодательству и одновременно международному праву. Все документы должны быть переведены на английский язык и заверены нотариально (апостиль).

Далее последует процедура оценки компании и вывода соответствующих характеристик. После этого компания проходит листинг на бирже.

IPO за три этапа

Для настоящего (полного) IPO важно пройти три ступени. Первые две: листинг на отечественной бирже (РТС, ММВБ), потом (года через два) выход на Гонконг. Срок нужно соблюсти для того, чтобы сформировались котировки ценных бумаг. Существуют определенные технологии привлечения внимания инвесторов к вновь появившемуся игроку (его акциям), кроме того, нужно пойти через всплески и падения курса. Когда уже сформирован взгляд на нового участника торгов на отечественной бирже, хорошо выйти на биржу Гонконга. Там повторить процедуру, но на более высоком уровне: привлечь внимание мировых игроков. И только после этого наступает 3-й этап — выход на Лондон или Нью-Йорк.

Безусловно, все это сложно, трудоемко и затратно. Но другого выбора у серьезных рыночных игроков попросту нет. IPO сейчас — самый прогрессивный и цивилизованный способ привлечения крупных инвестиций, без которых невозможно развитие. Подтверждение тому — недавнее SPO «Сбербанка», прошедшее «на ура». В перспективе таких организаций (и из других сфер в том числе) должно стать намного больше.

СПРАВКА

IPO — первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц. Продажа акций может осуществляться как путем размещения дополнительного выпуска акций с помощью открытой подписки, так и путем публичной продажи акций существующего выпуска.

SPO — вторичное публичное предложение акций основного выпуска (акции существующих акционеров) неограниченному кругу лиц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.